Поставщики запчастей, ищем поставщиков и услуг грамотно

89

Служба главного механика не меньше, чем отдел снабжения основного производства ежедневно сталкивается с необходимостью закупок. Постоянно возникает потребность в различных запчастях и комплектующих:

  • подшипники,
  • сальники,
  • метизная продукция (болты, гайки, шурупы, гроверы),
  • гидроаппаратура,
  • масла и смазки.

Это далеко не полный перечень! Не говоря уже о различных услугах по ремонту, шеф-монтажу, диагностике. Как решать эту задачу оптимально?

Какие варианты закупок существуют

Сложившаяся практика закупок в службах главного механика такова, что существует три основных подхода:

  • работа через службу снабжения организации,
  • самостоятельный поиск поставщиков, ведение переговоров и изучение ассортимента,
  • размещение заявок на специализированных порталах закупок.

Преимущества и недостатки каждого из способов рассмотрим подробнее.

Закупки через тендерные площадки

Законодательства различных стран практически синхронно устанавливают требования к подобному типу закупок.

В России это Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ обязывающий госкомпании размещать тендерные предложения на портале госзакупок.

В Беларуси – Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров» №419-3 от 13.07.2012.

В Украине – закон Украины о публичных закупках №922-VIII в редакции от 01.01.2019, предписывающий размещать заявки и предложения на портале единых электронных публичных закупок ПроЗорро (ProZorro) и аккредитованной площадке: https://tender.uub.com.ua/ – Украинской Универсальной Бирже.

Поставщики запчастей, ищем поставщиков и услуг грамотно | 1

Данный способ становится все популярнее, хотя порог входа в него достаточно высок и пугает новичков. Требуется разобраться с нормативной базой, составить грамотное технической требование, зарегистрироваться на площадке и разместить тендерный заказ. Но, помимо выполнения требований закона (обязательных для некоторых организаций) данный способ дает ряд преимуществ:

  • гарантирует исключение заключения договора с мошенническими организациями,
  • дает возможность сравнить ценовые предложения от разных поставщиков,
  • позволяет получить лучшую цену в конкурентном отборе,
  • защищает от подозрений в закупке по завышенной цене.

Самостоятельный поиск поставщиков

Данный способ распространен в организациях, в которых служба главного механика имеет в штате нескольких инженеров. Процесс поиска необходимых комплектующих, ведения переговоров с потенциальными поставщиками, обсуждения сроков и условий поставки, составление сравнительных таблиц длительная и не простая задача. К достоинствам можно отнести:

  • гибкость – можно оперативно корректировать заявки,
  • наработку связей с перспективой получения особых, более выгодных условий,
  • возможность получить дополнительную информацию от менеджеров поставщика.

Работа через службу снабжения

Подача заявок службой механика в отдел снабжения имеет единственное очевидное преимущество – простота. Необходимо направить заказ, служебную записку или заявку и ожидать поставки.

Но на практике подобная простота оборачивается рядом проблем:

  • службы снабжения отдают приоритет в закупках основного сырья и материалов, откладывая заявки вспомогательных служб,
  • квалификация специалистов по закупке не всегда достаточна для поиска и приобретения специфичных деталей,
  • отсутствие прямой обратной связи с поставщиком.