Служба главного механика не меньше, чем отдел снабжения основного производства ежедневно сталкивается с необходимостью закупок. Постоянно возникает потребность в различных запчастях и комплектующих:
- подшипники,
- сальники,
- метизная продукция (болты, гайки, шурупы, гроверы),
- гидроаппаратура,
- масла и смазки.
Это далеко не полный перечень! Не говоря уже о различных услугах по ремонту, шеф-монтажу, диагностике. Как решать эту задачу оптимально?
Содержание страницы
Какие варианты закупок существуют
Сложившаяся практика закупок в службах главного механика такова, что существует три основных подхода:
- работа через службу снабжения организации,
- самостоятельный поиск поставщиков, ведение переговоров и изучение ассортимента,
- размещение заявок на специализированных порталах закупок.
Преимущества и недостатки каждого из способов рассмотрим подробнее.
Закупки через тендерные площадки
Законодательства различных стран практически синхронно устанавливают требования к подобному типу закупок.
В России это Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ обязывающий госкомпании размещать тендерные предложения на портале госзакупок.
В Беларуси – Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров» №419-3 от 13.07.2012.
В Украине – закон Украины о публичных закупках №922-VIII в редакции от 01.01.2019, предписывающий размещать заявки и предложения на портале единых электронных публичных закупок ПроЗорро (ProZorro) и аккредитованной площадке: https://tender.uub.com.ua/ – Украинской Универсальной Бирже.
Данный способ становится все популярнее, хотя порог входа в него достаточно высок и пугает новичков. Требуется разобраться с нормативной базой, составить грамотное технической требование, зарегистрироваться на площадке и разместить тендерный заказ. Но, помимо выполнения требований закона (обязательных для некоторых организаций) данный способ дает ряд преимуществ:
- гарантирует исключение заключения договора с мошенническими организациями,
- дает возможность сравнить ценовые предложения от разных поставщиков,
- позволяет получить лучшую цену в конкурентном отборе,
- защищает от подозрений в закупке по завышенной цене.
Самостоятельный поиск поставщиков
Данный способ распространен в организациях, в которых служба главного механика имеет в штате нескольких инженеров. Процесс поиска необходимых комплектующих, ведения переговоров с потенциальными поставщиками, обсуждения сроков и условий поставки, составление сравнительных таблиц длительная и не простая задача. К достоинствам можно отнести:
- гибкость – можно оперативно корректировать заявки,
- наработку связей с перспективой получения особых, более выгодных условий,
- возможность получить дополнительную информацию от менеджеров поставщика.
Работа через службу снабжения
Подача заявок службой механика в отдел снабжения имеет единственное очевидное преимущество – простота. Необходимо направить заказ, служебную записку или заявку и ожидать поставки.
Но на практике подобная простота оборачивается рядом проблем:
- службы снабжения отдают приоритет в закупках основного сырья и материалов, откладывая заявки вспомогательных служб,
- квалификация специалистов по закупке не всегда достаточна для поиска и приобретения специфичных деталей,
- отсутствие прямой обратной связи с поставщиком.