Классификация подшипников

1529

 Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению  подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
     +7(499)403 39 91  
       [email protected]
   
  Доставка подшипников  по РФ  и зарубежью.
  Каталог подшипников на сайте Podshipnik.info
 
 

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+7(499)403 39 91
[email protected]
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

Виды подшипников и их классификация проводится, прежде всего, по виду трения. В современном машиностроении используются подшипники скольжения и качения.

Подшипники качения (ГОСТ 520-2011)

Принцип действия подшипников качения основывается на силе трения качения. Детали, составляющие конструкцию:

  • внутреннее и внешнее кольца с желобами, дорожками качения;
  • роликов или шариков, выполняющих функции тела качения;
  • сепаратора, разделяющего эти тела.

Существуют открытые подшипники, в которые могут попадать инородные тела, и закрытые, не требующие обслуживания. Так же выпускаются изделия без сепаратора, они обладают большей грузоподъемностью и имеют больше тел качения, однако частота их вращения значительно ниже.

Классификация подшипников качения проводится по следующим признакам:

Вид тела качения:

Шариковый и роликовый подшипник

  • шариковые;
  • роликовые.

Тип воспринимаемой нагрузки:

Ступичный подшипник


  • упорные, с невозможностью нагрузки, направленной поперек оси вала;
  • радиальные, в которых недопустима нагрузка, направленная вдоль оси;
  • упорно-радиальные, радиально упорные с возможностью восприятия нагрузки в двух направлениях;

Линейный подшипнк

Шариковый упорно-радиальный подшипнки

  • линейные (вальные, телескопические или рельсовые) перемещающиеся вдоль оси, но или не вращающиеся, или с ненормированным вращением;

Шариковые винтовые подшипники

  • шариковые винтовые, обеспечивающие через тела качения сопряжение «винт-гайка».

По количеству рядов:

Двухрядный подшипник

  • с одним (однорядные),
  • двумя (двухрядные)
  • или большим числом (многорядные) тел качения;

По типу компенсации несоосности между втулкой и валом:

Самоустанавливающийся подшипник

  • несамоустанавливающиеся;
  • самоустанавливающиеся.

По материалу изготовления тел качения:

  • стальные;
  • гибридные (с керамическими или другими роликами или шариками и сальными кольцами).

Классификация подшипников по размерам

Подшипники качения разделяются по ширине и габаритным размерам:

  • по ширине могут быть узкими, нормальными, широкими и особо широкими;
  • по габаритам существуют следующие разновидности подшипников: тяжелые, средние, легкие, особо легкие, сверхлёгкие.

Класс точности

Подшипники – виды по классу точности, обозначаемому определенными цифрами:

  • 0 – нормальный класс;
  • 6 – повышенный класс точности;
  • 5 – высокий класс;
  • 4 – прецизионный;
  • 5 – сверхпрецизионный.

Кроме того, выпускаются подшипники других классов: ниже нормального 7-го и 8-го классов, 6Х – по классу относится к промежуточному, между 6 и 0, и обозначается как Х, класса Т – выше, чем 2 класс.

В соответствии с классом точности подшипники разделяются на категорию А (с классом точности Т, 2, 4, 5), В (классы 5, 6, 6Х, 0) или С (с классом точности 6, 0, 7, 8). Совпадение классов, входящих в различные категории, объясняется дополнительными требованиями, которые задаются в конструкторской документации.

Виды роликовых подшипников качения

Роликовые подшипники разделяются по типу роликов и выпускаются с роликами:

Специальные технические требования

Виды подшипников и их назначение так же зависят от предъявляемых специальных технических требований, в соответствии с которыми изделия могут быть:

  • самосмазывающимися;
  • теплостойкими;
  • коррозийностойкими;
  • высокоскоростными;
  • немагнитными;
  • малошумными.

Конструктивные особенности

Подшипники разделяются по конструктивным особенностям и могут быть:

  • с одним разъемным колесом;
  • с участком, выступающим над остальной плоскостью на поверхности качения, увеличивающим угол перекоса;
  • с отверстием, позволяющим устанавливать конструкцию на валу закрепительными гайками;
  • с буртом на наружном кольце;
  • с защитными шайбами, уплотнениями и т.д.;
  • с бортами у шарикоподшипников.

Условия эксплуатации подшипников

При выборе подшипников качения учитывается не только их вид и классификация, но и условия эксплуатации:

  • характер нагрузки (ударная, постоянная, вибрационная, переменная);
  • необходимый ресурс, обозначаемый в миллионах оборотов или часах работы;
  • частоту вращения;
  • состояние среды (запыленность, уровень влажности, кислотность, температура и т.д.).

Подшипники скольжения — ГОСТ 27672-88

Такие подшипники состоят из корпуса, в цилиндрическое отверстие которого вставляется втулка из антифрикционного материала, на которую подается смазка. Вал вращается за счет предусмотренного и точно просчитанного зазора.

Подшипники скольжения

Существует разделение подшипников по классификации трения скольжения, которое может быть:

  1. Граничным – вал и подшипник, покрытый тонким слоем смазки, полностью соприкасаются;
  2. Жидкостным – жидкий слой смазочного материала не допускает непрерывного полного контакта между поверхностями.
  3. Газовым – соприкосновения между валом и подшипником не происходит благодаря газовой прослойке;
  4. Сухим – диаметр подшипников полностью покрывается валом, а смазка не применяется.

В зависимости от того, какой тип подшипника используется, применяется твердый, газообразный, жидкий или пластичный смазочный материал.

Скольжения подшипники: виды, классификация

Существует несколько конструктивных и функциональных особенностей, по которым классифицируются подшипники скольжения:

По форме отверстия:

Одноповерхностный подшипник скольжения

  • одноповерхностные или многоповерхностные;
  • без смещения или со смещением центра;
  • без смещения или со смещением поверхностей.

По направлению нагрузки:

По конструкции:

  • неразъемные нерегулируемые,
  • неразъемные регулируемые в внешним конусом;
  • неразъемные регулируемые с внутренним конусом;
  • разъемные;
  • самоустанавливающиеся сегментные;
  • самоустанавливающиеся цельные;
  • подпятники.

По числу клапанов:

  • с одним масляным клапаном;
  • с несколькими масляными клапанами.

По регулируемости:

  • регулируемые;
  • нерегулируемые.