Одними из элементов, применяющиеся в промышленных и механических узлах внутри подшипников, являются подшипниковые ролики. Перекатывающиеся вдоль дорожки качения ролики разделяются распоркой для равного распределения и движения. Ролики изготавливаются из углеродистой хромированной стали и помогают подшипникам выдерживать определенные нагрузки в зависимости от типа и расположения.
(Ролики для подшипников и их расположение)
Ролики для подшипников делятся на: цилиндрические, игольчатые, конические и сферические. Поэтому подшипники получают название в зависимости от того, какой формы ролики размещены внутри.
Типы и сферы применения роликов для подшипников
Цилиндрические
Имеют форму цилиндра, почему и получили такое название. Их изготавливают из высокоуглеродистой подшипниковой стали, например из стали конструкционной подшипниковой — ШХ15 или ШХ15СГ. Свойства сталей позволяют устанавливать ролики в подшипниках, используемых при высоких радиальных нагрузках и небольшой скорости вращения. Цилиндрические ролики различают по форме, размерности, степени точности и качеству контактных поверхностей.
(Длинные и короткие цилиндрические ролики:
D — номинальный диаметр;
L — номинальная длина.)
Производят 2 типа цилиндрических роликов для подшипников:
- ролики короткие, их длина менее удвоенного диаметра (L< 2D) твердостью 61 – 66 HRC, изготавливаемые с шестью степенями точности в соответствии со стандартом ГОСТ 22696;
- ролики длинные, их длина превышает удвоенный диаметр ролика (L>2D) твердостью 60 – 65 HRC, имеющие три степени точности и тестируемые по ГОСТ 25255-82.
Степень точности отображает соответствие отклонений различных величин (отклонения длины роликов, разноразмерность по диаметру и т.д.) цилиндрических роликов при сортировке обозначенным данным.
Длинные ролики имеют три степени точности, обозначаемые римскими цифрами, согласно ГОСТ25255-82: I; II и III в порядке снижения точности. Т.е. I — степень точности с наименьшими отклонениями от размерности и форм роликов II — степень с чуть большими отклонениями, чем I, III — самая низкая степень точности, так как по ней допускаются наибольшая величина отклонения от размеров.
Ниже представлены таблицы предельных отклонений размеров, отклонений формы и расположения поверхностей, а также шероховатости поверхностей роликов, согласно ГОСТ 25255-82.
Степень точность роликов по длине
Степень |
Длина, |
Предельные |
Разноразмерность |
Конусо- образность |
Выпуклость |
Шероховатость |
|
в |
в |
||||||
мкм, |
|||||||
I |
До |
+1,5 -7,5 |
0 -16 |
3 |
0,6 |
2 |
0,16 |
Св. |
+3,0 -15,0 |
0 -20 |
6 |
1,0 |
|||
II |
До |
+3,0 -15,0 |
1,5 |
3 |
0,32 |
||
Св. |
+5,0 -25,0 |
10 |
2,0 |
||||
Св. |
+5,0 -25,0 |
2.5 |
|||||
III |
До |
+15,0 -45,0 |
0 -16 |
3,0 |
0,63 |
||
Св. |
+30,0 -70,0 |
0 -20 |
20 |
3,5 |
|||
Св. |
+45,0 -105,0 |
30 |
4,0 |
Присваиваемая степень точности тела качения зависит от соответствия ГОСТу его размерности и форм. Короткие тела качения наиболее востребованы в подшипниках, применяющихся в производстве транспортных средств, в металлургии, в тяжелом машиностроении и других подобных областях.
Конические
Их особое расположение к оси вращения подшипника дают возможность выдерживать совмещение нагрузок: осевой и радиальной. Их изготавливают из качественной (высокоуглеродистой подшипниковой с повышенной чистотой) стали с уменьшенным содержанием кислорода и химических включений. В зависимости от применения ролики в конических подшипниках могут располагать по-разному.
(D — номинальный диаметр;
D2 — второй диаметр;
L — номинальная длина.)
Представленные выше изображения показывают однорядное и двухрядное расположение роликов, используемое в подшипниках для косозубых механических передач, для оборудования и механизмов, для металлургических станков или в устройстве ручных электроинструментов и т. п.
Возможность изготовить подшипники с выбором расположения в них конических роликов позволяет увеличить их сопротивляемость ударным нагрузкам, износу, срок эксплуатации и надежность.
Игольчатые
Детали, расположенные между валом и ложем подшипника без внутреннего и внешнего кольца или с ним по причине ограничения размеров в радиальном направлении, называют игольчатыми роликами. Они используют при повышенных радиальных усилиях и малых частот вращения. Соотношение длины игольчатого ролика L к диаметру D значительнее, чем у цилиндрических. Размерность и предельные отклонения в форме изготавливаемых и применяемых игольчатых роликов должна соответствовать ГОСТ 6870-81.
Игольчатые ролики выпускают трех степеней точности и в двух типах:
- тип А — со сферическими торцами;
- тип В — с плоскими.
(D — номинальный диаметр;
L — номинальная длина;
A и B — тип исполнения торцов.)
Для получения благополучного соотношения жесткости и грузоподъемности в изготовлении подшипников применяют длинные игольчатые ролики. Использование двойного ряда игольчатых роликов одинаковой длины, разделенных сепаратором, спасают ситуацию. Если сопряженные с подшипниками игольчатые ролики использовать в качестве поверхности качения невозможно, так, как это описано выше, то используют упорные кольца.
Сферические
Ролики, использующиеся в сферических подшипниках при особо тяжелых нагрузках, называют сферическими. Главными из свойств, которые влияют на работоспособность сферических подшипников — геометрия роликов, допуски для роликов и их профиль.
(D — номинальный диаметр;
L — номинальная длина.)
Правильно распределить нагрузку вдоль подшипника помогают сферические ролики, свободно располагающиеся внутри на дорожке качения наружного кольца в два ряда.
При особо больших нагрузках на механизмы напряжение остается низким благодаря геометрии тел качения и их распределению.Тесное расположение сферических роликов и дорожек качения позволяет равномерно распределить нагрузки на подшипники при сохранении высокой грузоподъемности узлов. Такое свойство позволяет продлить эксплуатацию.
Все допустимые отклонения размеров и форм для сферических роликов также, как и для остальных, регламентируются ГОСТ.
Упорные
Упорные тела качения в совокупности с кольцами подшипников постоянно испытывают определенные нагрузки. В случаях, когда на промышленные узлы действуют большие осевые нагрузки, используют упорные роликовые подшипники. Роль упорных роликов выполняют: цилиндрические, конические и сфероконические ролики.
- Упорные подшипники с цилиндрическими роликами устанавливают при воздействии на них несильных скоростей, но больших нагрузок в механизмах.
- Конические ролики применяются в подшипниках при повышенных скоростях вращения, высоких осевых нагрузках и ударах.
- Подшипники со сфероконическими упорными роликами способны выдерживать большие радиальные и осевые нагрузки, а также обладают свойствами самоустанавливаемости.
Упорный ролик используют в подшипниках для небольших механизмов: в подвесках грузовых авто, гидроусилителях и прочих конструкциях.
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые
покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по
приобретению подшипников и комплектующих на почту или
звоните сейчас:
+7(499)403
39 91
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте themechanic.ru
|
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74993506619
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74993506619
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте