Оправка для запрессовки направляющих втулок клапанов

Одной из наиболее распространённых ремонтных операций, в которых нуждается головка блока цилиндров является оправка для запрессовки направляющих втулок клапанов, находящихся в газораспределительном механизме.

Этот агрегат выполняет сложный производственный цикл,подавая воздух и топливную смесь в рабочую полость цилиндров. ГБЦ — является сложным техническим агрегатом, прикрывающим верхнюю часть блока двигателя, и защищающая его от многих неблагоприятных факторов.Сырьём для её производства служит дюралюминиевый сплав либо легированный чугун. Внутренняя часть ГБЦ выполнена в виде ровной шлифованной поверхности. Низ изделия немного шире верхней части, и служит для устойчивого контакта с блоком цилиндров.

Вескими поводами для проведения диагностики и замены втулок можно считать такие нехарактерные особенности работы двигателя:

  • возникший характерный звук в виде стука и бряцания в моторе,
  • повышенный расход масла,
  • появившийся поперечный люфт между втулкой и клапаном.

Робота по выпрессовке и запрессовке деталей -процесс довольно трудоёмкий, и требующий специальных знаний и наличия соответствующих инструментов.


Как правильно произвести операцию по запрессовке клапанов

При выполнении этой операции необходимо наличие нескольких прессов: гидравлических, верстачно — реечных и верстачно — винтовых. Каждый из этих станков обладает своими универсальными особенностями.

Верстачно-реечными и верстачно-винтовыми, впрессовывают некрупные втулки, пальцы и шпильки. Гидравлическими пользуются при работах с более объёмными деталями. Для монтажа заменяемых деталей необходима подготовка каждого гнезда и удаление из него старых изношенных элементов.

Эффективные методы, используемые при выпрессовке и запрессовке втулок клапанов, установленных в ГБЦ

  • Наиболее применяемый, несложный и неверный способ, позволяющий выбить втулки при помощи молотка и зубила. После подобного извлечения повышается опасность механического повреждения посадочного места деталей. Этот метод широко применим народными умельцами по ремонту автомобилей.
  • Выпрессовка специальной латунной оправкой, заменяющей традиционное зубило, значительно уменьшает риск повреждения ГРМ. Однако этот способ не гарантирует высокого качества выполненных работ. Оправку нужно производить из района седла, наставив на направляющую втулку, которую можно выбить молотком.

Разборка с помощью универсального съёмника будет наиболее оптимальным вариантом для изъятия втулок. При этом действии возникает необходимость удаления тонкой металлической плёнки, образовавшейся на поверхности гнезда для втулки. Для того, чтобы облегчить эту работу нужно нагреть поверхность ГДЦ до 90 градусов. Новые детали опускают на 5-10 минут в масло, в целях их пропитки, которая значительно облегчит их монтаж.

Самостоятельная замена направляющих втулок с применением латунной оправки

Перед началом работы предварительно подготовьте газораспределительный узел. Для наилучшей эффективности оправка сделана в ступенчатой форме, что предотвращает от нежелательного повреждения втулочного гнезда. За счёт меньшего диаметра оправка способна входить на 3 — 3,5 см вглубь втулки. Расширенная часть изделия даёт возможность лёгкого прохода через гнездо внутрь головки блока цилиндров

Гораздо труднее впрессовать чугунные или металлокерамические втулки. Для этого нужно нагревать головку до температуры 130 градусов в специальной термопечи. Если нет возможности этого сделать нагрейте агрегат обычной кипячёной водой. Это позволяет значительно уменьшить натяжение.

Возможен и вариант высверливания изделий, однако риск повреждения стенок при этом увеличивается.

Рекомендации специалистов

  1. Производить необходимую работу при помощи пользуясь высокоточного сверлильного станка.
  2. Пользоваться сверлом, имеющим диаметр меньшего размера, чем у посадочного гнезда на 1 мм.
  3. Высверливать втулку с большой осторожностью, стараясь не дойти до конца изделия.

Обмер места для запрессовки

Перед началом установки втулки в ГБЦ, производят точное измерение натяга, и ориентируясь на их показатели запрессовывают новую деталь.

Замер натяга состоит из нескольких циклов. Вначале измеряют точный диаметр гнезда,применяя нутрометр. Размер направляющей втулки мерят микрометром. Необходимо придерживаться допустимых показателей натяга, составляющих 0,32 — 0,51 мм. При прослабленном натяге диаметр посадочного места следует увеличить. Это необходимо для того, чтобы установить втулку более крупного ремонтного размера. Все необходимые работы производятся на профессиональных сверлильных либо фрезерных станках.

Так как обработанные стенки внутренней поверхности гнезда имеют более жёсткую шероховатую поверхность, размер натяга ремонтной втулки необходимо несколько увеличить.

В процессе запрессовки ГБЦ нагревают, а втулку -наоборот охлаждают. Без применения процесса термообработки могут возникнуть отрицательные дефекты, ухудшающие работу агрегата. Это особо важно, если ГБЦ изготовлена из дюралюминиевого сплава, который значительно деформируется во время усиленного натяга.

В результате этого отсутствует плотность посадки направляющей втулки во время сборки и при нагревании мотора, а сам клапан быстро изнашивается. Результатом этого является возникающая необходимость повторного ремонта автомобиля.

Монтаж направляющих втулок

Все работы по запрессовке втулки выполняют при пользовании вышеописанной оправки, пользуясь обыкновенным молотком. Нужно быть предельно аккуратным, стараясь не повредить опорный поясок, имеющийся на каждой втулке.

Как произвести окончательную калибровку

Для завершающей фазы работ понадобится произвести калибровку отверстий, применяя развёртки нужных размеров. Грамотные специалисты стараются пользоваться алмазными развёртками, предпочитая их стальным из=за большей прочности и долговечности. Кроме того они более точны в работе.

Рекомендуемые параметры зазоров

У всех стержней впускных клапанов должен быть размер, меньший на 0,22 — 0,55 мм чему у самой основы. Следует учитывать, что все выпускные клапаны подвержены сильному нагревания во время работы двигателя, поэтому необходимо устанавливать наименьший размер зазора, который предотвратит существующую угрозу заклинивания клапанов.

Завершающий этап работы

В случае ручной обработки клапанов, их поверхность получается недостаточно ровной и требует проведения притирки. Для этого необходимо иметь притирочную пасту, заменяющую мелкую наждачную шкурку. Паста бывает двух видов- крупнозернистая и мелкозернистая, которую применяют при окончательной чистовой фазе притирки. Она наносится на сёдла и клапанные кромки. Операцию производят с помощью дрелей, отвёрток либо специальных притирочных инструментов. О завершении процесса тщательно убирают оставшуюся пасту и мелкие металлические частицы бумажной салфеткой.

Для того, чтобы убедится в качестве проведённой работы следует внимательно рассмотреть обработанную поверхность. Если вы увидите на ней блестящую масляную дорожку шириной 2-3 миллиметра, значит работа выполнена успешно, и можно приступать к сборке автомобиля