Как поменять сальник коленвала

Утечка моторного масла через сальниковое уплотнение коленчатого вала может, помимо необходимости в постоянной его доливке до требуемого уровня, привести и к более серьёзным неприятностям. Самые крупные потери ожидают того автовладельца, который проигнорировал протекание переднего сальника коленвала.

В зависимости от вида передачи крутящего момента на газораспределительный механизм (цепной или ременной), попадание моторного масла на детали и механизмы, расположенные рядом с передним сальником коленвала, может привести к:

  • преждевременному выходу из строя сервисного ремня. Вдобавок, даже хорошо натянутый ремень будет пробуксовывать при попадании на него масла. Помимо недостаточной зарядки аккумуляторной батареи, на автомобилях с электрогидроусилителем рулевого механизма (например, на некоторых моделях Ford Focus) это может вызвать возрастание усилия на рулевом колесе;
  • обрыву или «перескоку» зубчатого ремня ГРМ. В случае проскакивания ремня на один-два зуба упадут мощностные характеристики двигателя, резко возрастёт расход топлива, работа на холостом ходу станет неустойчивой, будет затруднён запуск. При обрыве ремня последствия, как правило, будут намного серьёзнее. В подавляющем числе случаев обрыв приводит к удару поршней по клапанам. А это, в зависимости от конкретной модели мотора, помимо замены клапанов, может потребовать и более крупных расходов – вплоть до замены головки блока цилиндров или деталей шатунно-поршневой группы;
  • потере давления масла. На некоторых двигателях BMW это вызовет неправильную работу масляных клапанов (управляемых соленоидами), которые отвечают за изменение угла фазы ГРМ, что неблагоприятно отразится на мощности и экономичности мотора.

Как поменять сальник

Прежде всего, необходимо обеспечить к нему доступ. Компоновка узлов и агрегатов в подкапотном пространстве, как правило, требует проведения дополнительных работ по демонтажу. Кроме того, возможно, потребуется поднять или, наоборот, опустить двигатель. В связи с этим оцените доступность зоны ремонта для инструментов и, при необходимости, приготовьте необходимые приспособления для вывешивания мотора.

Если работы производятся на подъёмнике, то достаточно подложить под двигатель прочную подставку. Размер её выбирайте так, чтобы он позволял опускать или поднимать мотор, опирающийся на подставку, с помощью изменения высоты «лап» подъёмного механизма.

При проведении ремонта на смотровой яме можно использовать таль, подвижный блок, или домкрат, установленный на доску, положенную поперёк ямы.

Разумеется, перед вывешиванием двигателя надо ослабить крепления его опор, которые впоследствии можно будет снять совсем для удобства. Обычно достаточно снятия одной опоры (подушки). Производя манипуляции с мотором, следите, чтобы не оборвать проводку, патрубки, тросики и т.д.

В зависимости от расположения двигателя – продольного или поперечного – разборочные работы имеют отличия.

Если мотор имеет продольное расположение, то потребуется:

  • снять защиту картера и пластмассовые пыльники, установленные между защитой и передним бампером;
  • слить охлаждающую жидкость;
  • снять диффузор вентилятора охлаждения радиатора, разъединив колодку с проводами, подающими питание;
  • снять радиатор, отсоединив от него патрубки.
Получение доступа к шкиву вала
Получение доступа к шкиву вала

Вполне возможно, что придётся также снимать радиатор кондиционера и интеркулер (в случае с дизельным агрегатом). Отсоединяя трубки кондиционера, не повредите резиновые уплотнительные кольца (обычно они зелёного цвета) и будьте осторожны при демонтаже — не прикладывайте усилия к алюминиевым трубкам, чтобы не отломать их в местах сварочных швов.

Газ из кондиционера стравливайте, нажав на клапан, защищённый пластмассовой заглушкой, он обычно расположен в доступном месте. На клапан нажимайте каким-нибудь Г-образным предметом. Избегайте попадания газа на руки и в глаза – даже если будете нажимать на клапан, держа инструмент без перчаток, рискуете обморозить пальцы.

При поперечной компоновке потребуется лишь обеспечить доступ к шкиву коленвала, для чего достаточно снять пластмассовый пыльник, установленный между подкрылком и защитой, и саму защиту. В некоторых случаях, правда, приходится снимать переднюю стойку в сборе с поворотным кулаком. Не допускайте того, чтобы снятый суппорт висел на тормозном шланге – приготовьте заранее подставку под него или проволочный крючок.

Гайку/болт крепления шкива коленчатого вала легче всего открутить, нажав на педаль тормоза и включив 5-ую передачу. Если предстоит снятие стойки, то так же можно открутить ступичную гайку правого колеса, пока не снят суппорт. Также гайку шкива можно открутить хорошим пневмопистолетом.

Снятие шкива
Снятие шкива

Приступайте к снятию шкива коленвала, предварительно ослабив и сняв с него все ремни – сервисный и кондиционера. На некоторых двигателях потребуется и снятие ремня гидроусилителя рулевого механизма, имеющего отдельный шкив, установленный воедино с основным многоручьевым шкивом.

Дальнейшие действия зависят от того, какой привод имеет газораспределительный механизм – ременной или цепной.

Извлечение сальника
Извлечение сальника

В случае цепного привода доступ к переднему сальнику уже открыт – можно удалять старый и запрессовывать новый.

Поддевание сальника отверткой

Если привод ременной, то нужно:

  • снять кожух ГРМ. Обычно он изготовлен из пластмассы;
  • снять шестерни ГРМ, предварительно установив их положения по меткам;
  • ослабив или сняв (в зависимости от конструкции) натяжитель, снять ремень ГРМ;
  • открутить болты крепления щитка (задней металлической части кожуха);
  • снять щиток;
  • приступить к замене переднего сальника коленвала.

Чтобы правильно поставить сальник, прежде всего нужно подготовить оправку, наружный диаметр которой чуть меньше гнезда под сальник в передней крышке двигателя.

Запрессовка сальника
Запрессовка вала

При запрессовке соблюдайте следующие требования:

  • смажьте поверхность трения сальника и коленвала моторным маслом;
  • избегайте воздействия оправки на рабочую поверхность сальника;
  • оси сальника и коленвала должны совпадать;
  • не деформируйте сальник, запрессовывая его наперекос с чрезмерным усилием;
  • избегайте выворачивания рабочей кромки сальника и выскакивания пружинки.
Установка сальника
Установка сальника

Гнездо сальника в крышке имеет бортик, в который тот упирается. Тем самым сальник устанавливается без перекоса. Если Вы решили менять уплотнение, сняв крышку, то не затягивайте сразу все болты с максимальным усилием. Если на крышке нет установочных втулок, то постепенная затяжка всех болтов обеспечит правильную её установку.

Некоторые перечисленные выше работы по демонтажу не обязательно требуется выполнять. Рассмотрены лишь варианты для максимально неудобной для замены сальника компоновки моторного отсека. Зачастую опытный автослесарь справляется с заменой за пару часов, миновав излишние действия.