Слесарь по ремонту подвижного состава

Железная дорога состоит из большого количества звеньев. В звенья входят службы, которые осуществляют определенные задачи, это управление движения поездами, ведение поездов, обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов, но в целом они выполняют одно общее дело, это перевозка грузов.

Железная дорога, как и любое другое предприятие или завод имеет свою ремонтную службу, потому что без этого важного звена не возможна перевозка грузов. Выполнить качественный ремонт локомотива не сможет тот, кто непосредственно ведет поезд или осуществляет управление движения этого поезда. Одной из значимых профессий на дороге является слесарь по ремонту подвижного состава. Это тот, кто непосредственно осуществляет, обслуживание и ремонт локомотивов.

Слесарь, это довольно серьезная и ответственная профессия, которая требует обучения и практики, он должен знать устройство всех видов локомотивов, быстро и своевременно осуществлять качественный ремонт, чтобы не было простоя электровоза или тепловоза, так как это по цепочке может привести к задержке перевозки груза и к большим убыткам компании в целом.

Кто такой слесарь

Для того чтобы получить профессию слесаря и осуществлять ремонт подвижного состава, нужно в первую очередь пройти обучение в учебном заведении, которое осуществляет подготовку по углубленной программе. Оно включает в себя подробное изучение строения узлов, агрегатов и оборудования всех видов локомотивов.

Локомотивы подразделяются на магистральные грузовые электровозы, пассажирские электровозы, тепловозы, электропоезда, снегоуборочная техника, дрезины, разнообразные путевые машины, предназначенные для ремонта и замены железнодорожного полотна. Каждый вид этой техники имеет свое сложное строение, которое должен обслуживать и качественно ремонтировать слесарь.

К примеру, можно рассмотреть отличие электровоза и тепловоза. Эти две машины в первую очередь имеют отличие в том, что электровоз движется за счет электричества получаемого из контактной сети, а тепловоз является автономной машиной и вырабатывает электричество от генератора, который в свою очередь приводится в движение с помощью мощного дизельного двигателя.

Из примера видно, что тепловоз более сложная машина по своему строению, чем электровоз. Помимо, этого отличия и тот и другой вид транспорта имеет сложную электрическую схему, не менее сложную пневматическую сеть. Для того чтобы осуществлять обслуживание и качественный ремонт, нужно хорошо понимать и знать из чего состоит локомотив, как работает каждый узел, знать много допусков размеров, осуществлять правильную регулировку аппаратов.

Получается прорисовывается картина того на сколько сложна и важна эта профессия. Для того чтобы стать профессионалом и действительно качественно производить ремонт и обслуживание локомотива, нужно проработать не один год, иметь много практики и постоянно совершенствоваться, изучая все нюансы профессии.

Пункт технического обслуживания локомотива

Прежде чем осуществить обслуживание, осмотр, ремонт локомотива, нужно осуществить его постановку на ПТОЛ, это пункт технического осмотра локомотива. Такой пункт находится в эксплуатационно-ремонтном локомотивном депо. Там имеется все необходимое для осмотра и ремонта.

Это узкоспециализированное оборудование, включающее в себя, специальный инструмент, который не продается в магазине, а конкретно усиленные ключи больших размеров для разборки узлов и элементов ходовой части, разнообразные приспособления для ремонта, высокотонные домкраты. Так же имеется диагностическое оборудование для проверки работы локомотивов, управляемых встроенным компьютером, шаблоны для проверки для проверки износа колесных пар.

Помимо всего этого оборудования имеется база запасных частей для замены сломанных либо изношенных узлов. Локомотив имеет большое количество узлов, требующих смазки, поэтому на пункте обслуживания всегда присутствуют масла разных марок и специальные смазочные материалы.

Прежде чем слесарь будет осуществлять обслуживание локомотива, его нужно поставить с смотровую канаву, напоминающую гараж со смотровой ямой, только в разы больше. После того как локомотив заехал в депо, постановку на канаву осуществляет локомотивная бригада при депо. Заезд происходит под низким безопасным напряжением, либо вторым локомотивом и после постановки осуществляется закрепление от самопроизвольного движения. Только после всех этих операций бригада слесарей может приступить к осмотру локомотива и ремонту.

Виды обслуживания и ремонта

Обслуживание и ремонт бывают нескольких видов и подразумевают разный перечень выполняемых работ. Это ТО, ТР, КР, соответственно техническое обслуживание, технический ремонт и капитальный ремонт. Далее рассмотрим каждый вид подробнее и ознакомимся с перечнем работ, которые выполняет слесарь.

Текущее обслуживание (ТО). Такой вид обслуживания подразумевает собой детальный осмотр узлов ходовой части локомотива для выявления и предотвращения возможной поломки, замена изношенных тормозных колодок, также осуществляется проверка смазывающих жидкостей в редукторах и оборудовании, при необходимости производится доливка, пополняются песочные бункера для пескоподачи, эта система служит для предотвращения боксовки локомотива. Помимо все этого осуществляются работы по консервации локомотива, когда требуется поставить его на базу запаса, точно такие же работы производятся после простоя в запасе.

Текущий ремонт (ТР). Это уже вид ремонта, а не обслуживания. Если при обслуживании подразумевается мелкий ремонт, то тут осуществляется ремонт в большой объеме и частичная модернизация узлов локомотива. Такой ремонт производится после, прохождения определенного количества пробега в процессе которого происходит большой износ узлов, деталей, механизмов и аппаратов локомотива требующих их непосредственной замены. Например, плохая производительность компрессорной установки, которая требует ее полной замены ввиду большого износа.

Капитальный ремонт (КР). При таком виде ремонта производится почти полная разборка локомотива с заменой всех электрических кабелей, аппаратов управления, труб и элементов пневматической сети, полная диагностика локомотива, а также его модернизация. После такова ремонта локомотиву продлевается его срок эксплуатации. Для производства капитального ремонта требуется постановка локомотива на специальный завод.

Всеми этими видами ремонтов занимаются профессионально обученные специалисты, то есть слесаря. Работа слесаря требует быть физически развитым, иметь хорошее зрение, хороший слух. Без этих качеств слесарь не сможет выполнить качественный и быстрый ремонт локомотива.