Маркировка подшипников

Расшифровка маркировки подшипников предполагает получение наиболее полных сведений об изделии. Они закодированы по определенным правилам, которые регламентирует ГОСТ 3189-89, а также международные стандарты. Такого рода сведения необходимы для корректного использования подшипников в промышленном оборудовании, которое обладает отдельными спецификациями.

Всего существует две системы маркировки для этих изделий: отечественная, которая была введена в работу еще во времена СССР, и международная. Путать два этих принципа маркировок не стоит, так как в противном случае можно купить или установить изделие абсолютно отличное от необходимого.

Наряду с этим существует обозначение подшипников с помощью его индивидуального номера, которые также расшифровывается на основе действующих ГОСТов. Здесь же стоит отметить, что отдельным правилам подчиняются обозначения этих изделий на сборочных чертежах.

Расшифровка подшипников, маркированных по отечественной системе

Маркировка подшипников качения регламентируется ГОСТ 3189-89, 520, 24810 и другими стандартизационными документами. На их основании присваивается буквенное и числовое обозначение для конкретного параметра, который отражается в номере.

Маркировка подшипников включает в себя несколько основных частей:

  • основное условное обозначение, которое включает в себя до семи цифр (если какие-то критерии являются нулевыми, то эта часть может сократиться до 2 символов);
  • префикс, или дополнительные знаки с левой стороны от основного условного обозначения;
  • суффикс, или дополнительные знаки с правой стороны.

Схема маркировки подшипника
Стоит отметить, что префикс в любом случае отделен от основного условного обозначения знаком дефиса, а суффикс всегда начинается с буквы.

Как пример, можно использовать следующую маркировку подшипника: 6-42205 А1Е1УШ1. В этом случае “6” — это префикс, обозначающий класс точности подшипника, “42205” — его основное условное обозначение, “А1Е1УШ1” — суффикс.

Чтение маркировки производится по направлению справа налево. Все тем же ГОСТ 3189-89 предъявляются высокие требования к нанесению подобных обозначений. Они обязательно должны быть четкими и разборчивыми. Нанесение маркировки допускается только тем способом, который не вызывает коррозию металла и не нарушает технических требований и норм точности.

Основное условное обозначение

Информация наиболее важная для корректного использования изделия заложена в его номере, который начинается после дефиса.

Основное условное обозначение строится по следующей схеме:
Х(5)ХХ(4)Х(3)0Х(2)Х(1).

В этой конструкции элементы обозначают следующее:
Х(1) — диаметр отверстия;
Х(2) — обозначение размера серий;
Х(3) — тип подшипника;
ХХ(4) — конструктивное исполнение изделия;
Х(5) — размерная серия.

Маркировка подшипников с диаметром отверстия до 10 ммДиаметр отверстия соответствует физическому размеру этого параметра. Если он более 10, то этот элемент маркировки будет состоять из 2 цифр, но в таком случае “0” будет отсутствовать. В том случае, если этот параметр представляет собой дробную величину, то она округляется до единицы. В таком случае на втором месте в маркировке ставится цифра “5”.
Маркировка подшипников с диаметром более 10 мм Второй элемент номера подшипников отражает размер серий, который представляет собой сочетание серий диаметров и ширин (в некоторых случаях высот). Оно определяет габариты и итоговые размеры изделия.

Третья часть маркировки, которая отвечает за обозначение типа подшипника. Он имеет цифровое обозначение в диапазоне от 0 до 9. Точную классификацию типов можно узнать из специальной таблице маркировки подшипников качения.

Четвертый элемент конструкции основного условного обозначения определяет конструктивный вид изделия. Это код включает в себя две цифры в диапазоне от 00 до 99. Регулирует главные конструктивные разновидности этих изделий, такой документ как ГОСТ 3395-89.

В такой части маркировки, как основное условное обозначение изделия могут опускаться следующие параметры, если они имеют нулевой значение:

  • обозначения серии ширин;
  • конструктивная разновидность;
  • тип изделия.

Существует множество условных обозначений для расшифровки каждого элемента основного условного обозначения. Они регламентируются ГОСТами и отражаются в виде специальных таблиц и списков. Таким образом, можно получить полные сведения о подшипнике по номеру его основного условного обозначения, а также маркировки префикса и суффикса.

Префикс

Левая часть маркировки, перед знаком дефиса включает в себя информацию о дополнительных технических требованиях изделия. К таковым относятся:

  • категория подшипника;
  • момент трения;
  • группа радиального зазора.

Категория изделия может иметь обозначение в виде буквы A, B, C. Первые две обозначают наличие у изделия особых технических требований. Они отражаются в специальной документации к подшипнику. Категория С не проставляется на изделиях такого рода. Те цифры, которые стоят перед буквенным обозначением категории подшипника обозначают конкретный вид дополнительных технических требований.

Момент трения обозначаются с помощью цифр. Они проставляются на изделие в соответствии с нормой этого показателя для конкретного подшипника.

Группа радиального зазора также имеет цифровое обозначение. Их употребление в отношении различных видов изделий регламентирует ГОСТ 24810.

Суффикс

Большое количество полезной и важной информации о характеристиках изделия содержит та часть его маркировки, которая начинается с буквы и стоит с правой стороны от основного условного обозначения.

Суффикс содержит в себе следующие сведения:

  • материал деталей;
  • температура отпуска;
  • смазочный материал;
  • конструктивные изменения;
  • требования к уровню вибрации.

Каждый из этих параметров начинается с определенной буквы, после которой идет цифра соответствующая номеру исполнения. Буквенные обозначения регулируют такие стандартизационные документы как ГОСТ 5721, ГОСТ 24696, ГОСТ 24850, ГОСТ 7872.

В суффиксе обозначаемые параметры изделия имеют следующие буквенные символы:

  • А — означает изделие с повышенной грузоподъемностью;
  • К — используется для обозначения конструктивных изменений подшипника;
  • Т — обозначает специальные требования в отношении температуры отпуска деталей;
  • Ш — используется для обозначения специальных требований изделия по уровню вибрации;
  • У — обозначает дополнительные требования к изделию в отношении шероховатости поверхностей других деталей, радиальному зазору, монтажной высоте, а также покрытию деталей;
  • М — используется для обозначения роликов с измененным профилем.

Отдельные буквенные обозначения есть у такого параметра, как тип детали. Здесь указываются следующие параметры.

  • Ю — маркировка, которая говорит о том, что все детали изделия (или их часть) выполнены из устойчивой к коррозии (нержавеющей) стали.
  • Х — говорит об использовании в изделии цементирующей стали.
  • Р — быстрорежущая сталь, ее еще называют теплостойкой.
  • Г — означает, что сепаратор подшипника выполнен из черных металлов.
  • Б — также относится к материалу изготовления сепаратора. Говорит об использовании безоловянистой бронзы.
  • Д — означает алюминиевый сплав применяемый для сепаратора.
  • Е — говорит о том, что в сепараторе использовались для изготовления пластические массы.
  • Л — означает использование латуни при изготовлении сепаратора.
  • Я — используется для обозначения того, что в изделии использовались редко применяемые материалы. Такими могут быть сплавы стекла, или керамики.
  • Н — означает использование специальной стали, которая изменена для того, чтобы иметь жаропрочные характеристики.
  • З — эта буква означает применение специальной стали с легирующими добавками.

Таковы основные характеристики, которые находят отражение в суффиксе маркировки подшипника. Они предоставляют наиболее подробную информацию о материале, который использовался для изделия, его конструктивных особенностях и условиях использования.

Расшифровка подшипников по международной системе

Согласно международной системе обозначение подшипника не имеет такой четкой структуры, как если оно сделано по отечественным стандартам.Производители сами устанавливают принцип, по которому производится кодировка сведений об изделии. Как правило, такая маркировка является более усеченной и содержит меньше дополнительных значений.

Обозначение подшипников на чертеже

Отдельная тема — это то каким образом обозначаются различные подшипники на сборочных чертежах. В этом случае также существует ряд правил, который регламентирует данный процесс. Описаны такие нормы в ГОСТ 2.420-69.
Обозначение подшипников на чертеже Так, на чертеже подшипники обозначаются с помощью сплошных линий и строгом соответствии рабочему расположению изделия. Подробные сведения о деталях и особенностях подшипника вносятся в виде условного обозначения внутри контура или обозначаются графическими элементами.

Правила нанесения подробных сведений о детали в виде специальных фигур и знаков обозначены в ГОСТ 2.770-68. На его основе можно найти множество таблиц маркировки подшипников на сборочном чертеже.

Таким образом, применение стандартизированных условных обозначений позволяет использовать подробные сведения о детали, материалах, входящих в ее состав и особенностях работы. Правильное нанесение и чтение маркировок, в том числе и на сборочных чертежах, позволяет быстро получать всю необходимую информацию об изделии, обеспечивающую корректную работу его и оборудования в целом.