Смазка для подшипников ступицы

Смазка в подшипниках и её роль

Подшипник это такой узел, который собирается специально с расчетом на то, что между его составляющими будет введена смазка. Без смазки, пожалуй, подшипник сможет работать, но только непродолжительное время. Потом его просто заклинит. Всё дело в том, что при вращении вала, на котором надет подшипник, возникает сила трения в самом подшипнике. И неважно, это будет подшипник качения или скольжения. Сила трения, не остановленная смазкой, нагреет детали подшипника, которые при нагревании и нагрузке начнут деформироваться. Так как детали в узле устанавливаются с определённым зазором, при расширении они тормозят друг друга, покрываются окалиной и подшипник выходит из строя.

Подшипники с высохшей смазкой

Смазка в подшипнике, правильно подобранная, уменьшает трение в узле подшипника, улучшает скольжение одной детали относительно другой, при этом способствует теплообмену за счет отвода тепла между соприкасающимися элементами.

Подшипник с высохшей смазкой вышел из строя

Кроме того, в открытых подшипниках она защищает от попадания грязи, пыли, влаги. В подшипниках скольжения для выполнения работы используются сила скольжения, которую обеспечивает правильно подобранная смазка.

Немного о ступице колеса и о ступичном  подшипнике

Для установки колеса на ось (цапфу) используют деталь, которую называют ступицей. К ней прикручиваем автомобиль. Внутри ступицы находится ступичный подшипник, через который и крепится колесо. Но она не так проста, как кажется. Она не только повторяет вращение вала, но находясь на корпусе вала, она  снимает частично нагрузку, которая возникает на колесе во время изменения скорости при ускорении или при торможении


Стойка в сборе, схема

При этом она получает различную нагрузку, постоянную смену температур и неравномерно распределяемый импульс. Поэтому материал, из которого она изготавливается, должен быть достаточно прочными, например, таким как чугун.

Ступица колеса относительно автомобиля

Подшипник, который находится в ступице, является основным её элементом. Очень многое зависит от состояния этого подшипника: и работа автомобиля, и, что самое главное, здоровье и жизнь как водителя, так и пассажиров и окружающих других участников движения. Обычно это такие типы, как шариковые с радиально упорной конструкцией, а также с роликами в качестве тел вращения, имеющих коническую форму.

Подшипник получает такие же нагрузки, как сама ступица, плюс агрессивная среда, такая, как реагенты, применяемые на трассе зимой, плюс попадание в различные неровности на дороге, плюс рывки при ускорении или торможении.

Бывают однорядными, с такой же конструкцией, какая указана выше. Их применение имеет свои неудобства. Это неудобно и сложно их устанавливать, их нужно постоянно смазывать, а также необходимо создать предварительный натяг, связанный с натягом в ступичном узле.

Но появление нового вида подшипников типа HUB стало действительно прорывом в автомобилестроении.

Ступичный узел в сборе по технологии HUB

Дело в том, что сейчас ступицы выпускаются в сборе с подшипником, увеличивая срок службы подшипника, тем самым увеличивая безопасность движения. При этом отпадает необходимость менять подшипник самостоятельно, при котором может быть испорчен подшипник или ступица.

Поэтому для автомобилей, имеющих повышенную проходимость, также перевозящих большие грузы, этот вариант наиболее подходящий. Автомобильные заводы стараются перейти на этот вид узла в новых моделях автомобилей, которые облегчают их сборку на конвейере.

Но большая часть автомобилей оснащена однорядными подшипниками, которые требуют осмотра ,периодической смазки, замены.

Как выбрать лучшую смазку для подшипников ступицы

От выбора смазки подшипника зависит много, как писалось выше. Хорошая работа подшипника – это значит устойчивый в движении автомобиль, уменьшается расход топлива, быстрее автомобиль стартует и меньше тормозной путь. Поэтому, выбирая смазку, нужно разобраться, для каких подшипников и механизмов она предназначена.

Основные факторы при выборе – разница температур от -40 до +250 градусов, большие обороты, влияние окружающей среды. Поэтому синтетические смазки отвергаем сразу, хотя разработана такая специальная термостойкая пластичная смазка, как Molykote 41, которая подходит именно для подшипников, работающих с такими нагрузками. Этот смазочный материал при нагреве не теряет свой структуры и отлично защищает подшипник от коррозии.

Не берем для смазки и материал на основе натрия и кальция. Конечно, трение они снижают, но коррозию усиливают. Не подходит также смазка на основе графита. Температуру высокую выдерживает такой состав, но сам графит способствует быстрому износу деталей подшипника.

Неплохо показали себя смазки на основе молибдена: и температуру держит, и качество хорошее и коррозию не вызывает, но всегда можно найти хоть одно «но». Можно использовать только в закрытых подшипниках, так как при контакте с влагой или воздухом сразу теряет свои свойства и обязательно подлежит замене в случае, если произошёл контакт.

 Если рассматривать смазочный состав, имеющий в своей основе  такие добавки, как медь и никель, отмечают, что они являются одними из лучших. Они работают при температурах от -40 градусов до +180, устойчивы к коррозии, различные перепады скоростей не влияют на её качество.

Между автолюбителями наибольшее одобрение получили смазочные составы с литием в составе органических кислот. Этот состав имеет жёлтоватый цвет.  Он существенно увеличивается ресурс подшипника, да и смазав один раз смазкой при установке подшипника, можно практически больше не добавлять состава. Это всем известная смазка для подшипников ступицы  Литол – 24, а также от компании Renolit и Very Lube.

Как происходит смазка подшипника передней ступицы и подшипника задней ступицы

Между передним и задним мостом есть разница, что очевидно. Для того, что бы смазать подшипник передней ступицы, нужно снять колесо, затем крышку подшипника. После этого открутить 2 гайки с обратной стороны диска и снимаете суппорт, откручиваете гайку ступицы, снимаете диск. Далее смазываете подшипник перечисленными смазками.

Если нужна замена подшипника, нужно учесть, что это сделать сложнее, так как он запрессовывается в обойму. Эту обойму лучше извлечь при помощи плоской отвертки силовой по окружности кольца либо применяя специальный съемник.

Выпрессовка подшипника передней ступицы

Если есть необходимость  и выпрессовка не получается, все очищается керосином или WD-40, после чего протирается насухо сухой и чистой ветошью. Назад все собирается в обратном порядке. Обратить внимание на гайки ступицы, иногда её лучше потом менять, так как при выкручивании она может помяться, а при закручивании лучше вращать колесо, и немного накернить.

При смазке подшипника задней ступицы нужно помнить, что  здесь часто, но не всегда устанавливают подшипник закрытого типа. Поэтому просто открыть его и смазать не получится, нужно обязательно вынимать подшипник. При снятии ступицы подшипник разрушается, поэтому его меняют, можно только дополнительно его смазать.  Поэтому снимать ступицу и устанавливать нужно очень осторожно, что бы при установке не повредить подшипник и установить его без перекосов.

Замена подшипника в ступице заднего колеса

Если необходима смазка подшипников ступицы отечественной Нивы, особых проблем с этой работой нет. Все операции проводятся аналогично. При смазке этой детали  у Нива Шевролет  цепочка операций следующая: приготовить инструмент сразу, это ключи на 13, ключ для гаек колеса, можно использовать гайковёрт, и остальные столярные инструменты, такие как плоскогубцы, отвертка плоская, слесарный молоток, смазка, промывка.

 Далее снять колесо, тормозные колодки, суппорт, причем при снятии суппорта шланги гидропривода отсоединять не нужно, просто подвязать узел на проволоке и подвесить.

Затем из кронштейна нужно вынуть держатель со шлангом. Следующее, это установить съемник, потом при помощи ключа нужно выпрессовать палец шарнира.

Выпрессовка пальца шарнира из бобышки

Затем нужно снять гайки от крепления шарового шарнира и шаровой опоры, после чего отвернуть гайку ступицы. После чего снимается уже ступица.

Снятие ступицы

После чего приступайте к выпрессовке. Сальник после этого нужно менять на новый.

Процесс выпрессовки

Промыть все детали в керосине и тщательно протереть чистой и сухой ветошью. После чего смазать все узлы, соединения, ну и подшипник. Собирать все в обратном порядке, не забыв поменять сальник и отрегулировать зазор в подшипнике.

Покупка смазки для подшипника ступицы колеса

Как уже писалось выше, наилучшей смазкой считается Литол – 24, она хорошо себя показала при  высоких температурах и больших скоростях, она не разжижается в работе, к тому же , что бы купить смазку для подшипников ступицы не нужно особо и потратиться. Минус этой смазки – недостаточная защита от влаги.

Нужно запомнить, что марка смазки для подшипников ступицы для подшипника ступицы колеса должна быть одна, делать эксперимент и смешивать смазки лучше на машине, предназначенной для утиля.

Смазка для роликовых подшипников ступицы или для шариковых подшипников- разницы нет, поэтому можно рассмотреть следующие виды смазок для использования:

Liqui Moly LM 50 – это высокотемпературная синяя смазка для подшипников ступицы с медными и никелевыми добавками. Они добавляются в виде микропорошков.

Высокотемпературная синяя смазка для подшипников ступицы

Добавки  бывают и в виде соединений.

Таким же качеством обладает и смазка Castrol LMX Li-Komplexfett, очень эффективная и знакомая автолюбителям. В состав этой смазки добавлен литий  и подобранный состав присадок.

Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE смазка выдерживает и высокую температуру и нагрузку, защищает от влаги и химических реагентов на дороге. Хорошо подходит для роликовых подшипников ступицы или для шариковых подшипников. Можно использовать для размаха температур от -40 до +250 градусов.

Литол -24 эта смазка для использования во многих узлах.

Если рассматривать стоимость покупки, то цена на смазку для подшипников ступицы самая маленькая у последней, от 50 рублей за упаковку, далее идёт Castrol, по 480 рублей за одну упаковку, Step Up HIGH по 770 рублей и Liqui Moly по 950 рублей.

Для того, что бы смазка работала на полную меру, нужно очистить места нанесения от загрязнений и ржавчины.