Подшипники опорные

Подшипник опорный – деталь тупитандартного образца (ГОСТ 7872-89), относится к разряду «деталей машин и механизмов», достаточно прочная и способна на продолжительный срок эксплуатации. Характерная черта: плоскость передачи основного усилия опорного подшипника – не поперечная, а продольная. Проще говоря, в отличие от шариковых или роликовых подшипников, усилия которых в продольной плоскости – незначительные, опорные подшипники беру на себя всю основную нагрузку.

Опорный подшипник

В качестве примера можно привести работу механизма, где необходимо вращение вала, основная нагрузка которого в горизонтальной плоскости. Очевидно, что перемещение вала будет происходить вдоль своей оси, для того чтобы этого не происходило механизм оснащен опорным подшипником.

На сегодняшний день множество механизмов укомплектованы такими подшипниками, которые в свою очередь могут быть по форме и размерам.


Подшипники опорные: устройство

Устройство достаточно простое:

  • Разложенные поперечно цилиндрические ролики;
  • Сепаратор;

Ролики располагаются по цепочке, в которой каждый следующий элемент лежит перпендикулярно предшествующему. Сепаратор служит для их разделения и защиты.

Разновидности опорных подшипников

Существует четыре основных разновидности:

  1.  Подшипник опорный, где присутствует наружное/внутри интегрированное кольцо. Оснащён отверстиями для монтажа, необходимость прижимных фланце отсутствует. Эта модификация работает отдельно от установки в целом, этим и обусловлено бесперебойное (стабильное), точное вращение. Обеспечивает вращение, как наружного, так и внутреннего кольца. Подшипник с интегрированным внутренним, или наружным кольцом
  2. Подшипник опорный, где наружное кольцо отделятся, когда необходимо вращение внутреннего кольца, которое так и остается в соединении с корпусом основного механизма. Такая модификация используется, чтобы обеспечить вращение внутреннего кольца.  Подшипник с отделяемым наружным кольцом для вращения внутреннего
  3. Подшипник опорный, где наоборот отделяется внутреннее кольцо, чтобы вращалось наружное. Подшипник с отделяемым внутренним кольцом для вращения наружного
  4. Подшипник опорный отдельно-сепарированный, характеризуется, как и предыдущие два, единственное его отличие – повышенная жесткость.

Одиночно-разделенный тип подшипникаПодшипниковые опоры

Это совокупность корпуса с крышками, крепежных колец, защитных/смазочных устройств и непосредственно самих подшипников. Основное назначение:

  • Фиксация вала в направлении оси;
  • Предохранение тел качения от возможных защемлений;
  • Регулировка зубчатого зацепления и зазора подшипника при установке, а также в процессе использования;
  • Обеспечение удержания смазки;
  • Защита подшипника от влаги/пыли.

Подшипниковые опоры делятся на два вида:

  1. Радиальные;
  2. Упорные.

К первому виду относятся подшипниковые опоры, которые воспринимают только усилия радиальные, а вот подшипниковые опоры второго вида усилия оси, действующие на ротор/вал.

Опорные подшипники: ремонт и эксплуатация

Поскольку опорные подшипники встречаются в разных механизмах, в случае возникновения неисправности ремонт, соответственно, тоже будет разным. Рассмотрим на примере подшипника в составе автомобильного амортизатора. Как ни странно, заменить такой подшипник в машине российского производства, труда не составит, сделать это можно двумя способами:

  1. Полный демонтаж узла стойки (относится и к рулевому кулаку, и к тормозным дискам);
  2. Частичный демонтаж стойки, путем отсоединения рулевого кулака, затем необходимо просто снять верхнюю часть вместе с амортизатором и пружиной.

Чтобы проверить исправность работы подшипника, необходимо в момент движения руля потрогать рукой пружину, расположенную над колесом, если будет чувствоваться некоторая вибрация, значит, работа детали нарушена. Также признаками неисправного подшипника могут быть:

  • Стук при движении или вращении;
  • Хруст во время поворотов;
  • Если речь идет об автомобильном подшипнике, то о его неисправности можно судить по тому, что нарушена автомобильное управление.

Чаще всего проблемы возникают вследствие попадания пыли или мелких частиц песка, щебня и так далее, нередки случаи поломок вследствие неправильной установки детали изначально.

Заменить или отремонтировать опорный подшипник можно самостоятельно при условии опыта подобных работ и наличии всех необходимых инструментов (домкрата, баллонного ключа, гаечных ключей разных диаметров, и многое другое).

Всегда можно продлить срок эксплуатации подшипников если:

  • Чаще прислушиваться к сторонним звукам авто;
  • Избегать движения по изношенным дорожным покрытиям;
  • Избегать резкого торможения;
  • При замене и ремонте не экономить на комплектующих.

Учитывая, что опорный подшипник – деталь очень важная, особенно в контексте автомобиля, нужно чаще проходить диагностику, а в случае неизбежного ремонта, доверять это дело профессионалам, которые не только несут ответственность за свою работу, но и дают на нее гарантию.

Если же подшипник (опять же в контексте амортизатора) был изношен, поломан, а ремонт или замена не произведены во время, то неизбежно возникновение нарушений настройки развала-схождения. А это в свою очередь обернется еще большими финансовыми затратами, вот почему ремонт и замена опорного подшипника должны быть своевременными.