Сепаратор подшипника — это основной элемент подшипников качения и предназначен для удержания тел качения на разном от друг друга расстоянии и предотвращения их соприкасание между собой. Подшипники с сепаратором имеют более длительный период эксплуатации и могут крутиться с большей скоростью, чем модель подшипника без сепаратора. К дополнительным преимуществам сепаратора относится то, что он дает дополнительное место смазки для более плавного хода подшипника и удерживает шарики или ролики при разборе подшипника.
Выбор сепаратора подшипника следует производить учитывая механизм, в котором он будет применяться, так как на сепараторы может действовать инерционная сила, трения и высокие нагрузки. Сепараторы отличаются между собой по конструкции и производятся из различных материалов, которые наиболее влияют на их эксплуатационные свойства.
Сепараторы в зависимости от конструкции делятся на:
- Стальные штампованные
- Механически обработанные
- Полимерные и композитные
- Специальные
Стальные штампованные сепараторы
Они изготавливаются из малоуглеродистой стали стандарта (DIN) EN 10111:1998, нержавеющей X5CrNi18-10 и изредка из латуни. К отличительным особенностям относят: низкий вес, оставляют пространство для дополнительной смазки подшипника, высокая прочность. В целях улучшения эксплуатационных характеристик, их можно дополнительно обработать, чтобы уменьшить уровень трения между элементами подшипника.
Механически обработанные сепараторы
Такие сепараторы наиболее распространены и используются в подшипниках предназначенных для работы на высоких скоростях. Могут изготавливаться из стали S355GT (St 52), латуни стандарта EN 1652:1997 и легких материалов.
Стальные механически обработанные сепараторы обладают высочайшей стойкостью к механическим повреждениям и защищены от воздействия агрессивных химических сред, в которых нельзя использовать латунные сепараторы. Такой сепараторный подшипник способен исправно функционировать в условиях высокой температуры (не более 300 градусов С). К его недостаткам относят уязвимость к ударным нагрузкам. Из-за неподатливости материала в случае резкого торможения или ускорения велика вероятность разрушения сепаратора.
Латунные механически обработанные сепараторы проигрывают стальным в плане термостойкости и прочности, но гораздо лучше противостоят всевозможным ударным нагрузкам из-за особенностей материала. Обладают отличительной стойкостью к вибрациям, и длинный тормозной путь за счет высокой инертности. При высокой стоимости они обладают большим количеством преимуществ, но при этом сильно чувствительны к влаге.
Полимерные и композитные сепараторы
Полимерные сепараторы получили широкое распространение благодаря прочностным характеристикам, которые нисколько не уступают механическим, при этом такой материал заметно легче и обеспечивает тихий ход трущихся частей подшипника. Обладают отличной вибростойкостью из-за упругости материала, а также могут функционировать в подшипниках работающих в нестабильных системах с резким стартом и торможением.
Полимерные подшипники изготавливают из таких материалов:
- Полиамида – материал упругий и прочный, для улучшения его эксплуатационных характеристик возможно армирование стекловолокном
- Полиэфирэферкитон – оптимальный материал по соотношению прочности, долговечности, упругости и противодействию химическим средам. Наиболее часто используется в шариковых подшипниках. При температурах выше 150 градусов С не рекомендуется использовать, так как полимер начинает терять свою форму. При использовании смазок и присадок возможно улучшить термостойкость материал и использовать сепаратор при температуре 200 °C.
Основной недостаток полимерных сепараторов – это низкая устойчивость к высоким и низким температурам.
Композитные сепараторы изготавливаются из полимеров, но благодаря усилению с помощью армированной сетки обладают гораздо лучшими прочностными характеристиками.
Отдельно стоит отметить сепараторы из текстолита, которые хорошо противодействуют центробежным нагрузкам, но при нагреве выделяют вредные химические вещества. К остальным их достоинствам относят: отличные антифрикционные качества и податливость к смазке, защита от инерционных сил, возможность работать в условиях быстрого старта и торможения подшипника.
Специальные сепараторы
В механизмах работающих в химически активных или высокотемпературных средах используют сепаратор подшипника из графитовых, маслонаполненных и чугунных материалов.
Маркировка сепараторов в подшипниках качения в зависимости от используемого материала
Маркировка материала сепараторов ставится справа от основного обозначения:
- Латунь – Л, Л1
- Пластические материалы – Е
- Алюминиевый сплав – Д, Д1
- Черный металл – Г, Г1
- Безоловянистая бронза – Б, Б1
Причины разрушения сепараторов
Неисправность сепаратора – это одна из главных причин выходы из строя подшипников, поэтому стоит учитывать наиболее распространенные факторы, которые приводят к разрушению сепаратора.
Вибрации, чрезмерные ударные нагрузки, резкий старт и торможение – все это может привести к возникновению трещин, которые с каждым новым вращением подшипника могут становиться все больше. Это со временем приводит к разрушению каркаса сепаратора и соприкосновение трущихся тел подшипника друг о друга.
Каждый материал сепаратора может работать со своей допустимой скоростью, если превысить частоту вращение – это приведет к повышению нагрузки на сепаратор и к его скорому выходу из строя.
Смазывание подшипника не только сильно увеличивает плавность хода трущихся частей, но и может продлить срок использования устройства. Из-за недостатки смазки на все части подшипника действует сила трения, которая приводит к разрешению сепаратора.
Подшипник следует держать в чистоте, так как грязь и мусор застревающая в сепараторе, может привести к периодическим заклиниваниям устройства и расшатыванию его движущихся частей.
Воздействие низких и высоких температур сильно влияют на долговечность подшипника, поэтому стоит учитывать температуру рабочей среды и материал из которого сделан сепаратор.
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые
покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по
приобретению подшипников и комплектующих на почту или
звоните сейчас:
+7(499)403
39 91
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте themechanic.ru
|
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74993506619
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74993506619
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте