Шарики для подшипника

Изготовление шариков для подшипников

Самым сложным процессом в изготовлении подшипников является изготовление шариков. Шар должен быть идеально круглым и иметь отклонения в размере не более тех, которые определены ГОСТом 3722-81 и ГОСТ 3722-2014 для стальных шариков. Размеры шариков для подшипников также регламентируются те мы же ГОСТами.

Шарики изготавливаются различными способами. Этот процесс сложный и требует специального оборудования. Это и литьё (изготовление чугунных шаров) и формирование из нарубленной проволоки, при помощи прессования. Проволоку рубят из бухты стальной проволоки, затем обрабатывают между двумя матрицами, пока шарик не приобретёт круглую форму c заданными припусками.

Подшипниковый шарик

Прессование происходит в горячем или холодном виде. Проволока проходит через пресс, матрица которого имеет выемку практически в диаметре шарика. При этом по диаметру шарика образуется ободок, который убирается при обработке в обдирных станках. Затем они проходят термообработку, которая и придает шарикам нужную твердость. Изготовленные тем или иным способом, шарики проходят шлифовку до нужной погрешности ( точность 10 микрон от конечной ).

Могут шары покрываться нержавеющим слоем или быть изготовлены из нержавеющей проволоки. Шарики от подшипников должны иметь идеально гладкую форму, которая нужна для идеального скольжения, ведь лишний микрон на одном шарике может сказаться на работе всего подшипника. На всех этапах производства производится контроль по качеству и размеру.Потом шарики или упаковывают для продажи или перевозят в сборочный цех для сборки подшипников

Материал для изготовления шариков

ГОСТ 3722-81 регламентирует изготовление шариков для подшипников из хромоуглеродистой стали, типа ШХ15, но, если потребителю нужны шары из другого материала, так же и с другими показателями твердости, их делают по заказу, это и ШХ20, ШХ4, 15Г1, 18ХГТ, 95Х18, 110Х18, 12Х18, ШХ4, 8Х4М4В2Ф1.

Обязательно для производства выбирается высококачественная стальная проволока. Это может быть хромистая или кремние — молибденовая сталь, малоуглеродистая сталь (используется для изготовления охотничьей дроби и для шариков особого назначения твёрдосплавная сталь, латунь, алюминий, медь, металлокерамика и различные полимеры и полиамиды.

Особый интерес представляют новые разработки по получению нового синтетического материала – нитрида кремния Si3N4. Это особый сорт синтетической керамики, имеющий свойства самоусиления.

Применение подшипниковых шариков

В основном, изготовленные шарики идут на изготовление шариковых подшипников различных типов. о очень часто шары нужны и как самостоятельные изделия. Однако, хотелось бы отметить, что стальные шары также нужны и как самостоятельные изделия. Применение их очень различно. Это и шарики в дезодорантах и в стержнях пишущих ручек.

Шарикоподшипники

Шары стальные используются в производстве подшипников качения и линейного перемещения, в шаровых мельницах, в дробеструйной обработке, станкостроении, а также для других целей в автомобильной, оборонной, цементной, лакокрасочной, сельскохозяйственной, пищевой, кондитерской и других отраслях промышленности.

Шарики от подшипников из высококачественной хромистой стали применяют во всех отраслях машиностроения и в производстве товаров народного потребления.

Шарики из нержавеющей стали — в машиностроении, электротехнике, медицине, как детали клапанов, для дозирующей аппаратуры, в электроприборах и в авторучках; из кремнемолибденовой стали — в буровых долотах и турбобурах.

Шарики из малоуглеродистой стали применяются для боеприпасов с экологически чистой дробью, пули сферические омедненные калибра 4,5 для пневматического оружия.

Металлокерамика и полимеры — в клапанах насосов высокого давления, работающих в агрессивной среде, в различных узлах машин и приборов; а полимеры, как говорилось выше — при производстве товаров народного потребления взамен стальных шариков.

Керамические шарики

Развитие технологий и химической промышленности дало возможность создать новый материал для производства шариков (и роликов) для подшипников. В 1970 году был изготовлен первый керамический подшипник. В дальнейшем высококачественные керамические шарики из нитрида кремния стали использоваться в разнообразных механизмах: в реактивных двигателях, шпинделях металлорежущих станков, электродвигателях, автомобилях Формулы 1, насосах.

Кроме того, шарикоподшипники из гибридного материала обладают и электроизоляционными свойствами, тогда как металлические при поражении токов просто выходят из строя. К тому же металлокерамика выдерживает большой перегрев и высокие нагрузки, агрессивную среду. Поэтому за применением гибридных подшипников , когда кольца изготовлены из металла, а шарики из керамики, большое будущее.

Химики работают над улучшением свойств керамики, которая бы выдерживала всё большие различные нагрузки. Результатом исследований было доказано, что гибридные подшипники значительно меньше подвержены поверхностному разрушению, чем стальные подшипники. В гибридном же подшипнике только стальная деталь подвергается умеренному износу, в то время как керамическая деталь практически не подвергается воздействию.

Можно ли купить подшипниковые шарики?

Купить шарики можно и непосредственно на заводе изготовителе, но только при условии крупного опта или если идет вопрос о заказе на шарики специального назначения, изготовленных из перечня тех материалов, на котором специализируется данное предприятие. При необходимости покупки малого опта их можно купить у дилеров, занимающихся продажей таких изделий. Естественно, разница в цене будет существенная. Большую конкуренцию сейчас составляет поставка шариков от подшипников из Китая.