Ступенчатый подшипник

Ступенчатый подшипник – совокупность переднего и заднего ступичных подшипников. Далее будет подробно описан ступичный подшипник: понятие, виды, принципы функционирования, диагностика неисправностей, ремонт на примере его использования в механизме автомобиля. Поскольку ступица представляет собой важный элемент ходовой части автомобильного механизма и обеспечивает связь между колесами и осью, а ступичные подшипники выступают в роли связующего звена оси и ступицы, сопротивление вращения колес – минимально.

Ступичный подшипник: устройство, принцип функционирования

Если говорить в целом, ступичный подшипник самая нагруженная автомобильная деталь. Он принимает на себя давление массы всего механизма автомобиля, а кроме этого и нагрузки различных направленностей, вызванных движением по неровным дорожным покрытиям, при резком торможении так далее. Из чего можно сделать вывод, что от этого подшипника зависит безопасное движение автомобиля на дорогах. Следовательно, ступичный подшипник должен быть исправным и надлежащего качества.


Ступицы автомобильного механизма оснащены подшипниками качения, виды этих подшипников отличаются друг от друга, однако устройство их идентично, итак это:

  1. Сепаратор;
  2. Тела качения;
  3. Внутренние/наружные кольца.

Наружные/внутренние кольца – это своего рода опорные поверхности в помощь телам качения, которые расположены промеж обойм. С помощью внутреннего кольца подшипник зафиксирован в области оси, а с помощью наружного фиксируется в отверстии ступицы.

В целях равномерного распределения тел качения по всей окружности обоймы, используется сепаратор. Сепаратор выполняет и еще одну очень важную функцию – полностью исключает соприкосновение тел качения. Кроме всего прочего, некоторые разновидности подшипников ступицы дополнительно оснащены пылесборниками, которые и защищают узел от проникновения пыли/грязи. Такие узлы называются – закрытыми.

Ступичный подшипник: разновидности

Тела качения ступичных подшипников – это конические/цилиндрические шарики и ролики Тела качения выстраиваются либо в один, либо в два ряда. На сегодняшний день широко используется:

Если говорить о современных модификациях (оснащенных АБС), о ступичные подшипники – это всего лишь составная часть ступицы. Такие подшипники носят закрытый характер, они не обслуживаются, эксплуатационный ресурс которых равен непосредственному эксплуатационному сроку самого автомобиля. Если ломается узе, замене подлежит вся ступица.

Радиальные подшипники зафиксированы каждый по отдельности в ступице, как уже было выше сказано, они – закрытые, необслуживаемые, возможности их отрегулировать тоже нет. В случае возникновения люфтов, последние ликвидируются следующим способом: подшипник сажают в ступицу (на ось) путем сильного натяга.

Встречаются подшипники (радиально-упорные), которые были монтированы на ступицу по два сразу. В таком случае они носят открытый характер (посадка посредством малого натяга). Подобная модификация дает преимущественную возможность регулировки, если образовались люфты.

Как правило, ведомую ось оснащают радиально-упорными подшипниками, а ведущую радиальными ступичными. Рассмотрим в качестве примера отечественный автомобиль ВАЗ:

  • ВАЗ 2107 – передние ступицы оснащены коническими подшипниками (по два), а задние шариковым (по одному);
  • ВАЗ 2108- впереди используются двухрядные цилиндрические компоненты, а задняя ось оснащена коническими узлами.

Ступичные подшипники: эксплуатация, диагностика неисправностей

Стандартный ресурс пробега подшипника – 100 000 км. Однако на срок службы влияет и:

  1. Характерные эксплуатационные особенности конкретного автомобиля;
  2. Качество производства подшипника;
  3. Регулярная и своевременная регулировка открытых узлов (в целях устранения люфтов);
  4. Защита подшипника от попадания песка/пыли/грязи.

Другими словами, движение по разбитым дорогам и невнимательное отношение к профилактике – сокращают срок службы тел качения (дорожек на обоймах), а, следовательно, и всего узла в целом.

Износ узлов, речь идет о критическом износе, — недопустим. Следствием может стать полное разрушение всего подшипника, а это чревато:

  • Заеданием колеса;
  • Срывом колеса с оси.

Отчетливый гул в области колеса во время движения – это верный признак, того что ступичный подшипник изношен. Если же характерный гул незначительный, износ подшипника пока несущественный, в таком случае автомобиль, конечно, можно и дальше эксплуатировать, но все-таки лучше пройти диагностику подшипников ступицы и при необходимости либо отрегулировать, либо и вовсе их заменить. Если же подшипник окончательно разрушен и ремонту не подлежит, будет слышен хруст, в этом случае движение на автомобиле следует немедленно прекратить, а узел заменить целиком.

Диагностировать неполадки ступичного подшипника – не сложно. Такую манипуляцию можно выполнить самостоятельно:

  1. Колесо нужно вывесить, повращать, посмотреть, нет ли заедания и не клинит ли его;
  2. Раскачать колесо движением вниз-вверх.

Важно: в области радиально-центрических подшипников – люфт недопустим, тогда как в области радиально-упорных подшипников он допускается, если конечно, носит незначительный характер. Если люфт образовался в цилиндрических узлах – это признак его критического износа, в этом случае необходима его замена, поскольку регулировки цилиндрические подшипники не подлежат. При возникновении люфта в узлах конического вида, его можно устранить путем регулировки.

Регулировка ступичных подшипников

Инструменты, необходимые для регулировки:

  1. Соответствующие отвертки;
  2. Молоток;
  3. Пассатижи;
  4. Набор ключей.

Порядок регулировочных работ для всех автомобилей – одинаковый, однако могут быть незначительные отличия в деталях:

  • На той ступице, которая и подлежит регулировке, ослабить болты колес;
  • Используя домкрат, вывесить и снять колесо;
  • Сбить защитный колпачок, расположенный в центре ступицы (использовать молот и отвертку);
  • Отогнуть усики и вытащить стопор (использовать пассатижи);
  • Гайку ступицы закрутить до упора, а затем открутить обратно (на четверть оборота
  • Ступица должна вращаться легко и беспрепятственно;
  • Собрать в обратном порядке и проверить люфт.

Если все-таки регулировка не дала желаемых результатов и характерный руст все равно слышен, подшипник нужно будет заменить полностью.

Замена ступичных подшипников: на что стоит обратить внимание

Сам принцип и порядок замены ступичного подшипника – не сложный, но нужно обратить внимание на то, что под рукой должны быть специальные инструменты и оснащение, речь идет о прессе или слесарных тисках.

Второй момент, который нужно учитывать: метод забивания узла с использованием молотка путем наставки для ступицы не подходит, поскольку может возникнуть перекос узла, либо повредится посадочное место подшипника ступицы.

В третьих, посадка нового ступичного подшипника при его установке должна быть легкой. Если же идет хоть незначительное сопротивление о стороны ступицы – посадочное место изношено, следовательно, менять нужно сам ступицу.

В четвертых, при посадке подшипника, необходимо обратить внимание на его центрирование, во избежание возникновения перекоса и повреждения поверхности посадочного места.