Смазка ЦИАТИМ 221

52

ЦИАТИМ (Центральный научно-исследовательский институт авиационных топлив и масел) в свое время получил задание разработать недорогую и действенную смазку для авиации и автотранспорта, что бы уменьшить трение между деталями в узлах и механизмах. Причем  нужно было учесть отрицательные температуры, так как зимы у нас суровые, особенно на Севере.

Разработки велись по использованию недорого масла, получаемого при перегонке нефти. Для его загущения было использовано литиевое мыло, так называют оксистеариновую кислоту. Была подобрана правильная концентрация и процентный состав, для того, что бы получить гель определённой вязкости, который бы хорошо держался на поверхности смазываемого металла. Для улучшения свойств были добавлены присадки.

Первой смазкой, которую выпускают и до сих пор в промышленном масштабе, стала смазка ЦИАТИМ 201. Её недостатками является то, что она впитывает влагу воздуха, начиная мылиться при этом, при длительном хранении на открытом воздухе высыхает и становится как абразив, после вскрытия в банке происходит разделение составляющих и масло отделяется от основного состава. Эти недостатки приводят к тому, что смазкой пользоваться становится невозможно.

Зато температурные характеристики достаточно неплохие – от -60 до +90 градусов. Следующее поколение это ЦИАТИМ 202, практически такой же состав и так же работает по устранению трения. Разница в том, что смазка 202 более устойчивая за счет добавления присадок, но температуру выдерживает уже от -50 до +120 градусов.


Также как и первый вариант, её используют в узлах, работающих при малых нагрузках, например, в шаровых опорах, для смазывания клемм, различных электромеханических приборах. Хороший результат дает применение в точных приборах, в радиотехнике.

Далее идет смазка ЦИАТИМ 203, в котором масло загущалось саломасом (твердым жиром растительного происхождения). Также в качестве добавок используется осернённый асидол. Как видим, никакой синтетики, все составляющие экологично чистые. Присадки, которые добавляются в состав, дают смазке большую вязкость и противозадирные свойства, а также более длительный срок хранения за счет лучшей химической стабильности. Эта смазка не разделяется на составляющие при хранении и может быть использована на открытых деталях без опасения, что она через две недели затвердеет.

Используется как в подшипниках, особенно качения, в редукторах для смазки червячных и зубчатых передач. Может быть использована в силовых приводах, автомобильных узлах, подвергающихся трению.

Но наука не стояла на месте и институтом была разработана принципиально новая смазка, которая не только стала стабильной в химическом плане, имеет длительный (до 40 лет) срок хранения.

Технические характеристики и применение смазки ЦИАТИМ 221

Эта смазка имеет совершенно другой состав. Вместо литиевого мыла в неё добавлен силикон в виде кремнийорганической жидкости (каль, а также разные присадки, которые не дают составу окисляться. Выпускается смазка ЦИАТИМ- 221  согласно ГОСТ 9433 – 80. Если на упаковке есть надпись, что сделано по ТУ, это значит, что качество уже другое.

Смазка имеет свойство работать при высоких температурах, до 150 градусах, но хорошо переносит и отрицательную температуру, до -60 градусов. Есть отзывы о том, что смазка работает и за пределами этих показателей. Поэтому смазка ЦИАТИМ-221 считается термостойкой.

Кроме этого, эта смазка ЦИАТИМ — 221 по своим характеристикам и составу не только превосходит своих предшественниц, но и является совершенно другим продуктом. Так как она создавалась именно для авиации, она прекрасно работает в разреженном воздухе и даже в вакууме. Это стало возможным благодаря тому, что её испарение доведено до минимальных показателей.

Цвет смазки такой же, как и её литиевого аналога и может различаться от серо – жёлтого до бледно коричневого, в зависимости от того, какие присадки добавлены в состав.

Смазка не вступает в реакцию с полимерами, которые изготавливаются на основе углеводородов, а также с резиной. Поэтому её можно применять в достаточно различных сферах. Но вместе в этим применение смазки ЦИАТИМ — 221 ограничено в узлах, которые состоят полностью из стальных деталей, например в подшипниках, так как не защищают в нужной мере детали от износа. Нужно отметить, что подшипник должен быть закрытым.

Также существуют ограничения и по нагрузкам. Лучше всего использовать смазку при высоких нагрузках, так  в этом случае силикон показывает себя наилучшим образом. При низких и средних нагрузках нет смысла применять её, так как эластичности не хватает, силикон по своей природе не может создать прочную пленку на поверхности металла  и смазка как бы разрывается, при этом рабочая поверхность получает повреждение.

Но существует достаточно большое количество техники, для которых эта смазка показывает себя наилучшим образом, в принципе, для которой она и была создана. Это те же авиационные узлы и комплексные агрегаты, для которых важна большая нагрузка и скорость, различные электрические системы, радиотехнические, оборудование, работающее в районе низких температур.

Кроме того, смазка впитывает влагу из воздуха, что ухудшает её свойства, но в сухом помещении срок хранения достаточно длинный. Как плюс, смазка не вызывает раздражения на коже или на слизистых, не изменяет своих свойств при попадании в кипяток, а также не растворима в воде.

Цена смазки и её производители

Смазка создана институтом по выпуску смазок и топлива для работы в авиации.

Под стать этой смазке ЦИАТИМ – 221 и цена, она по сравнению с другими достаточно высокая и что бы её купить, придётся заплатить за самую распространённую упаковку 0,8 кг от 900 рублей.

По цене это разговор о розничной цене. Естественно, есть и маленькие упаковки, от 20 грамм и большие, до 170 килограмм.

Конечно, на цену влияет и то, кто производители смазки ЦИАТИМ -221. От этого, кстати, зависит и её качество.

Основными производителями смазки, которым можно доверять, являются российские предприятия ООО «СМ-Ойл», ОАО «МНМЗ», ООО ИСК «МИСКОМ», ООО «ПТК Завод имени Шаумяна». Производителей этой продукции на самом деле много, это и РИКОС и Agrinol, но они не так известные.

В качестве наиболее близкого аналога ЦИАТИМ-221 можно считать смазку ВНИИ НП -207, которая также считается термостойкой, работающая до +200 градусов. Её выпустили немного раньше, чем ЦИАТИМ, ГОСТ на неё был утвержден в 76 году и в марте 1989 года был дополнен и утвержден с изменениями. Она также изготовлена с применением кальциевого мыла и кремниевой органики плюс синтетическое масло из углеводородов.

В качестве присадок, улучшающих работу и позволяющих выдерживать высокую температуру, используется вещество альдольальфанафтиламин.

Смазка слабо подвержена окислительным реакциям на воздухе, хорошо работает в нагруженных узлах и при больших скоростях. Хорошо себя показала в высоконагруженных подшипниках. Вместе с тем  применяя смазку ВНИИ НП -207, нужно обеспечивать себя средствами индивидуальной защиты, тщательно удаляя её с кожи при попадании, а тем более со слизистых оболочек.

Есть и фторированный вариант смазки ЦИАТИМ-221 F, нельзя назвать его аналогом, но он выпускается по ТУ.