Роликовый подшипник

151

Наряду с шарикоподшипниками в технике и промышленности широко применяются подшипники роликовые, в которых телами качения являются ролики. Ролик, в отличие от шара, имеет большую площадь контакта с кольцом.

Именно это обстоятельство, главным образом, и отличает подшипники роликовые от шариковых – их кольца вращаются с повышенным трением, но способны воспринимать и передавать большие нагрузки, чем шариковые.

Повышенное трение, в свою очередь, ограничивает максимальную скорость вращения механизма на роликоподшипниках и заставляет конструкторов машин и механизмов более тщательно подбирать смазочные материалы.

Слишком консистентные смазки, хоть и лучше защищают элементы роликоподшипника, значительно повышают сопротивление вращению, слишком жидкие масла не способны заменить трение материалов жидким трением, но, в свою очередь, они лучше отводят продукты износа деталей (стружку), которая при сильной выработке механизма в целом может являться достаточно ощутимой помехой его работы.


Виды роликовых подшипников

Подшипник роликовый цилиндрический однорядный

На фото представлен однорядный роликовый подшипник с цилиндрическими роликами. Ролики при качении упираются в борта, выполненные на кольцах подшипника, благодаря чему он способен выдерживать осевую нагрузку, направленную снаружи ( по фото), равную 30-40% от радиальной. Впрочем, не все изделия имеют упорные бортики для роликов. Ознакомиться со всеми возможными вариантами роликовых подшипников можно найти в нашем каталоге подшипников в разделе «Роликовый подшипник«

Кольца роликоподшипников, выполненные с бортами для торцевого упора роликов, называются фасонными, причём некоторые фасонные кольца имеют бортик лишь с одной стороны. Есть марки подшипников с наружными (и внутренними) фасонными кольцами, устанавливаемые отдельно от изделия.

Во многом наличие фасонных колец или даже сплошных упорных шайб (есть и такие варианты изделий) определяется наличием и величиной осевой нагрузки вала.

Размеры роликовых цилиндрических подшипников, их масса, грузоподъёмность, марка стали и особенности исполнения некоторых из них регламентируются ГОСТ 8328-75. Этот документ составлен из 7-ми таблиц маркировок и типоразмеров подшипников, которые содержат размеры и тип исполнения изделий, а также из 7-ми таблиц, устанавливающих статическую и динамическую их грузоподъёмность.

Кроме того, отмечены изделия, конструктивные особенности которых следует согласовывать перед их изготовлением с заказчиком.

Подшипник роликовый двухрядный

На фото изображён роликовый двухрядный подшипник. Как видите, ролики расположены вплотную, без сепаратора и как внутреннее, так и внешнее его кольца выполнены с упорными бортами для роликов. Как правило, подшипники такого типа предназначены для установки на валы, испытывающие большие осевые и радиальные нагрузки. Но, вследствие трения роликов друг о друга и возникающим вследствие этого обратного их вращения, такие подшипники используются исключительно в малооборотистых машинах – например, в тяговых электродвигателях большой мощности. Такое расположение роликов применяется также для некоторых марок однорядных подшипников.

Подшипники роликовые сферические

Внутренняя поверхность наружного кольца двухрядных подшипников может иметь либо поверхность из двух конусов, вершинами направленных друг к другу, либо сферическую.

Такое исполнение делает двухрядные роликовые подшипники самоцентрующимися, так как внутреннее кольцо с роликами, закрепленное на валу, способно самоустанавливаться во внутренней обойме. Это качество используется в машинах, механизмы (валы) которых должны иметь некоторую свободу в смысле радиального смещения оси, не теряя при этом жёсткости всего механизма.

Такая конструкция позволяет применять роликовые сферические подшипники в механизмах больших размеров, выполняющие работы, связанные с металлургической и горнодобывающей промышленности, где к их валам прикладываются наибольшие нагрузки, нежели, допустим, в автомобильных механизмах.

Таблицы с размерами роликовых подшипников этого типа распечатаны на страницах ГОСТ 5721-75, устанавливающего маркировку и размеры роликовых двухрядных подшипников.

Опорные ролики с цапфой

Такие ролики имеют конструкцию, схожую с конструкцией обычного роликового подшипника. Однако вместо внутреннего кольца в них устанавливается цапфа (ось), обычно с резьбовым окончанием и с шестигранными (под ключ) углублениями.

Используются, как правило для поддержки транспортерных лент или приводных ремней. Иногда сердцевина ролика имеет форму эксцентрика, за счёт поворота которого можно изменить угол поворота наружной обоймы ролика – например, для того, чтобы обеспечить натяжение транспортерной ленты или ремня.

Иногда, если того требует конструкция механизма, наружная обойма имеет профилированную поверхность либо ограничительные выступы по краям.

Если опорный ролик рассчитан на длительную эксплуатацию, в нём предусмотрены отверстия для замены смазки.

Опорные ролики высокой грузоподъёмности

Такие ролики представляют собой игольчатые подшипники с толстостенной наружной обоймой. Не предназначены для больших оборотов, но обладают высокой грузоподъёмностью, также такие опорные ролики не требуют специального обслуживания, но при их эксплуатации попадание воды внутрь ролика приведёт к быстрому выходу его из строя. Способны выдерживать большие радиальные нагрузки. На производстве используются как движители конвейера. Также применяются как подшипники колёс всевозможных тележек.

Ролико-винтовая передача

Ролико-винтовые передачи используются в различного рода толкателях, работающих по принципу винт-гайка, только вместо гайки в них применяется узел, состоящий из резьбовых роликов. Обычно подъём резьбы на роликах совпадает с подъёмом резьбы на винте, и весь узел работает как планетарный механизм.

Применение резьбовых роликов увеличивает редукторность и плавность хода «гайки», что повышает управляемость и точность таких механизмов, используемых на различных производствах либо для подачи на станок тяжёлых заготовок, либо для перемещения рабочей части станка.