Класс точности подшипника — это показатель, характеризующий предельные отклонения реальных значений параметров от номинальных.
В некоторых механизмах (обычно массовых бытовых устройствах) критичным фактором выступает цена, а прочие характеристики играют второстепенную роль. В других случаях решающее значение отведено бесшумности, точности, плавности хода, способности выдерживать большую скорость вращения без проявления паразитных вибраций и резонансов. Такие высокие требования предъявляются к механизмам транспортных средств, узлам прецизионных станков, роботов.
Повышение точности изготовления подшипника неминуемо ведёт к возрастанию себестоимости. Разделение на классы точности позволяет выбрать подшипник, одновременно удовлетворяющий минимальным техническим требованиям, но при этом не являющийся избыточно точным, а значит — и избыточно дорогим.
Класс точности определяет допуски на подшипники, т.е. точность размеров, точность выполнения и т.д. Классы точности регулируются стандартами, такими как ISO и ГОСТ. Эти стандарты предписывают допуски и допустимые ограничения погрешности для размеров границ (диаметра отверстия, наружного диаметра, ширины, фаски и конуса), необходимые при установке подшипников на валы или в корпуса.
Для точности обработки стандарты устанавливают допустимые пределы изменения диаметра внутреннего отверстия, среднего отверстия, наружного диаметра, среднего наружного диаметра и ширины дорожки качения или толщины стенки (для упорных подшипников). Точность работы определяется как допустимые пределы для биения подшипника.
Допуски на выносы подшипников включены в стандарты для радиального и осевого биения внутреннего и наружного кольца, внутреннего кольца бокового биения с отверстием, наружного кольца с боковой стороны.
На что влияет класс точности подшипника
Совокупность характеристик, установленных классом точности, оказывает непосредственное влияние на функционирование подшипника. В частности, от класса точности будет зависеть максимально допустимая скорость вращения, степень вибрации при работе, громкость шума, уровень потерь на трение и выделение тепла — следовательно, и коэффициент полезного действия.
Классы точности подшипников качения согласно международным стандартам ISO Международной организацией по стандартизации был принят ряд документов (ISO 492, ISO 199 и другие), описывающих классы точности подшипников качения. Для наиболее распространенных в технике радиальных подшипников в нём выделено пять градаций в порядке повышения точности: нормальный класс, класс 6, класс 5, класс 4, класс 2.
Классы точности РФ
На территории Российской Федерации принят ГОСТ 520—2002, устанавливающий следующие классы точности подшипников качения:
- 8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2 — применяется к шариковым и роликовым радиальным и шариковым радиально- упорным подшипникам;
- 8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, 2 — применяется к роликовым коническим подшипникам;
- 8, 7, нормальный, 6, 5, 4, 2 — применяется к упорным и упорно-радиальным подшипникам.
Зарубежные региональные классы точности подшипников
Существует множество региональных систем классификации подшипников по классам точности. Наиболее распространены следующие:
- ANSI, AFBMA (США);
- DIN (Германия);
- JIS (Япония);
- AFNOR (Франция);
- BSI Group (Великобритания).
Поскольку все перечисленные страны являются членами ISO, то региональные классы точности соответствуют международным. Исключение составляют стандарты ANSI и AFBMA, незначительно отличающиеся от ISO в некоторых случаях.
Для сопоставления существующих стандартов с мировыми ISO следует воспользоваться специальной конвертирующей таблицей.
Таблица соответствия региональных систем класса точности к международной ISO
Для наиболее распространённых типов подшипников таблица соответствия имеет следующий вид:
Стандарт | Класс точности | Тип подшипников | |||||
ISO | ISO 492 | Normal class Class 6x | Class 6 | Class 5 | Class 4 | Class 2 | Радиальные |
ISO 199 | Normal class | Class 6 | Class 5 | Class 4 | – | Упорные | |
ISO 578 | Class 4 | Class 3 | Class 0 | Class 00 | Конические роликовые дюймовые | ||
ISO 1224 | Class 5A | Class 4A | – | Прецизионные приборные | |||
DIN (Германия) | DIN 620 | P0 | P6 | P5 | P4 | P2 | Все типы |
JIS (Япония) | JIS В 1514 | Class 0 Class 6X | Class 6 | Class 5 | Class 4 | Class 2 | Все типы |
ГОСТ (Россия) | ГОСТ 520-2002 | Нормальный Класс 6x | Класс 6 | Класс 5 | Класс 4 | Класс 2 | Конические роликовые |
ГОСТ 520-2002 | Нормальный | Класс 6 | Класс 5 | Класс 4 | Класс 2 | Все остальные | |
ANSI, AFBMA (США) | ANSI/
AFBMA Std. 20 |
АВЕС 1 | АВЕС 3 | АВЕС 5 | АВЕС 7 | АВЕС 9 | Радиальные шариковые |
RBEC 1 | RBEC 3 | RBEC 5 | Радиальные роликовые (кроме конических) | ||||
ANSI/
AFBMA Std. 19.1 |
Class К | Class N | Class C | Class В | Class A | Конические роликовые метрические | |
ANSI В 3.19 AFBMA Std. 19 | Class 4 | Class 2 | Class 3 | Class 0 | Class 00 | Конические роликовые дюймовые |
Сравнение между различными системами
Как следует из таблицы, международный стандарт ISO, а также региональные JIS, DIN, ANSI/AFBMA предполагают, что нормальный класс точности (Class 6x, ABEC1, RBEC1) является минимально возможным. ГОСТ 520—2002 же допускает низшие классы точности 8 и 7, однако применять их не рекомендуется, и в общемировой практике подшипники с подобной низкой точностью изготовления вышли из употребления. Кроме того, российский стандарт вводит класс точности Т, отсутствующий в ISO.
Таблица позволяет находить эквивалент подшипников разных стран-производителей. В случае, когда прямого соответствия не существует, выбирают наиболее близкий класс в сторону повышения.
Например, на американском оборудовании требуется заменить заводской конический роликовый дюймовый подшипник с точностью Class 2 на аналог от европейского производителя. Однако в стандарте ISO 578 такой класс отсутствует. Тогда необходимо выбрать подшипник Class 3 как наиболее близкий по характеристикам точности изготовления. Подобным образом заменяются подшипники класса 8, 7, Т в оборудовании российских производителей.
Классы точности подшипников скольжения
В рабочем режиме в подшипниках скольжения непосредственного механического контакта между поверхностями вала и втулки не происходит. Между деталями присутствует зазор, заполненный слоем смазочного материала, исключающего соприкосновение трущихся поверхностей.
Однако при пуске вала имеется кратковременный период так называемого граничного трения — режима, при котором поверхности вкладыша и вала входят в непосредственный механический контакт, что приводит к их разрушению.
После того, как необходимая скорость набрана, силы в подшипнике уравновешивают вал — и наступает режим жидкостного трения, при котором контакта между трущимися поверхностями нет, а трение происходит лишь между слоями разделяющей их смазки.
Классы точности подшипников скольжения введены с целью определения влияния шероховатостей поверхностей, получаемых в ходе эксплуатации (режима граничного трения). ГОСТ 4386-3-96 устанавливает пять классов в зависимости от состояния поверхности скольжения: A, B, C, D, E, где класс A присваивается подшипникам скольжения с максимально гладкой поверхностью, а E — с наиболее шероховатой.
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые
покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по
приобретению подшипников и комплектующих на почту или
звоните сейчас:
+7(499)403
39 91
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте themechanic.ru
|
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74993506619
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74993506619
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте