Редуктор кислородный

752

Кислородный редуктор – устройство понижающее степень сжатия кислорода при его извлечении из баллонов. Наиболее частое применение – в сварке.

Что такое редуктор, и какие виды редукторов бывают

Редуктор предназначен для того, что бы полученную мощность, давление или количество оборотов понижать до той необходимой величины, которая необходима для работы оборудования. Это могут быть редукторы на ведущие колеса автомобиля, редуктор на электрическую дрель или шуруповерт, газовый редуктор или кислородный редуктор. Редукторы имеют разную конструкцию, но выполняют свою задачу, которая исходит из названия устройства. Редуцировать это означает понижать.

Редуктор ведущего моста в автомобиле
Редуктор ведущего моста в автомобиле

По конструкции он может состоять из шестерен, конических, цилиндрических, может состоять из червяка и колеса, может иметь центральную шестерню, водило и сателлиты, которые расположены вокруг центральной солнечной шестерни, может иметь две камеры высокого и низкого давления и мембрану между ними.

Планетарный редуктор, стандартная конструкция
Планетарный редуктор, стандартная конструкция

Кислородный редуктор и его особенности

Вспомним, что такое кислород. Это элемент, являющийся химически активным неметаллом, не имеющий вкуса, запаха и цвета, может находиться как в газообразном состоянии, в жидком и твердом состоянии. Причем в жидкое состояние кислород переходит при температуре -183 градуса по Цельсию, в твердое состояние, кристаллы тёмно-синего цвета, переходит при температуре -218 градусов по Цельсию. В газовом состоянии в воде растворяется очень слабо, тяжелее воздуха.

Вид жидкого кислорода
Вид жидкого кислорода

Обозначается кислород О₂, что означает, что он состоит из двух атомов кислорода. Он взаимодействует практически со всеми простыми элементами, кроме золота и инертных газов. С платиной реагирует только при нагревании до красного каления.

Применяют кислород в промышленности в таких отраслях, как металлургия, космическая отрасль, а также для обработки материалов, то есть для газопламенной сварки и резки. Также используют кислород и в медицине. Для двух последних целей кислород используется в баллонах, реже используют специальную сеть или рампу. И в кислородном баллоне, который должен быть окрашен в голубой цвет, и в рампе, кислород находится под давлением. Для его использования нужно понизить это давление до рабочего или иметь возможность его регулировать необходимо применять кислородный редуктор.

Кислородный редуктор с двумя манометрами
Кислородный редуктор с двумя манометрами

Для того, что бы не было разночтений, ГОСТ 13861-89 предусматривает специальную маркировку редукторов для кислородной резки и сварки. Это такие типы маркировки: БКО, СКО, РКЗ, ЦКЗ, УКН, УВН

В первом обозначении буква Б означает баллон:

  • К- кислородный,
  • О – одноступенчатый.

Если последняя буква не О, а Д, значит редуктор двух ступенчатый.

Во втором обозначении, соответственно:

  • буква С – сетевая конструкция,
  • К – кислород,
  • О (Д) одно (двух) ступенчатая.

В третьем обозначении, то же самое:

  • буква Р – рамповый редуктор,
  • З – одноступенчатый с пневматическим датчиком.

Если после обозначения стоят цифры, например, БКО 25 или БКО 50, которые означают, сколько кубометров кислорода подается через данный манометр в час.

Они также различаются по способу действия, могут быть прямого и обратного действия, по количеству пропускаемых кубов кислорода и по давлению газа, который может быть обеспечен на выходе.

Как работает кислородный редуктор

Принцип работы обратного, как наиболее используемого, редуктора следующий. Редуктор по конструкции состоит из двух камер, высокого и низкого давления. Прежде чем поступить в камеру высокого давления от баллона, кислород проходит через фильтр. Между камерами высокого и низкого давления находится мембрана, которая посредством двух пружин воздействует на клапан. Он открывается в зависимости от взаимодействия этих двух пружин.

Что бы установить давление, нужно его отрегулировать при помощи специального регулируемого винта, который открывает клапан. Что бы клапан был перекрыт, винт выкручивают, тем самым ослабляют пружину.

Конструкция кислородного редуктора
Конструкция кислородного редуктора

Если кислорода уходит больше, чем поступает в камеру низкого давления, пружина, называемая нажимной, деформирует диафрагму своим давлением. При этом клапан открывается на определённый уровень, и кислород начинает увеличивать поступление. Когда объем кислорода в рабочей камере увеличится, его давление, сжимая пружину, деформирует диафрагму в обратную сторону. Этим обеспечивается закрытие клапана и перекрывается подача кислорода. Эта конструкция обеспечивает поддержку нужного давления кислорода в автоматическом режиме.

Два манометра, которые установлены на редукторе, показывают давления высокого – на баллоне или в системе, низкого – на сварочную горелку.

Если модель имеет двухступенчатую конструкцию, это означает, что давление регулируется воздушными камерами, которые называются промежуточными. Они более сложные, более дорогие, но позволяют работать при отрицательных температурах. Подсоединение редуктора к баллону или рампе происходит при помощи специальных накидных гаек. Другие крепежи использовать, в виду взрывоопасности кислорода, не допускается. Также при использовании таких редукторов нужно обратить внимание, при каких температурах он должен использоваться.

Редуктор кислородный медицинский

В отличие от редукторов для газорезки, медицинские редукторы выпускаются только прямого действия, имеющие положение крана «вверх». Они намного меньше в размерах и соответственно, легче. Кроме того соединяется с баллоном при помощи как накидной гайки, так и прокладки. Газ поступает или через ниппель или, если его нет, через вентиль. Если это устройство для газовой смеси азота с кислородом, используется в конструкции и электрический подогреватель газа. Расход кислорода или закиси азота происходит более плавно, на счет конструкции и может выдавать давление 25 л/ минуту, в случаях применения в реанимации и 7 л/минуту для облегчения дыхания больного в палате или специальном кабинете.

Изготавливаются медицинские редукторы согласно ТУ -84-379, у них должны отсутствовать детали из алюминия, приводящие к воспламенению прибора в случае, если адиабатическое сжатие превысит норму.

Поэтому эти приборы не могут быть взаимозаменяемыми.

Баллоны для хранения и транспортировки кислорода

Баллоны с кислородом должны быть изготовлены согласно ГОСТ 949-73. Он предусматривает объемы 50, 40, 10 и 5 литров. Этот ГОСТ предусматривает и то, какое должно быть давление в кислородном баллоне. Если объем баллона 40 литров, а такие баллоны используются наиболее часто, рабочее давление может быть 150 и 125 атмосфер. Это давление измеряется при температуре +20 ° Цельсия. Оно может меняться в зависимости от температуры окружающей среды.

Пример изменения давления в кислородном баллоне:

Температура окружающей среды -30 -20 -10 0 10 20 30
Давление в баллоне, не более Р кг/см 110 120 130 135 140 145 150

Давление, которое может выдерживать баллон, зависит также от вида стали, из которой он изготовлен. Это может быть легированная сталь или углеродистая.

Если рассматривать вес кислородного баллона, он от температуры не зависит. 5 литровый баллон весит 5,8 кг, 10 литровый весит 15 кг, 40 литровый весит 77 кг, 50 литровый весит 95 кг. Естественно ГОСТ предусматривает и более маленькие объемы баллонов, которые применяются в медицине. При необходимости можно посмотреть в ГОСТе.

Редуктор кислородный | 1
Конструкция кислородного баллона согласно ГОСТ

Высота баллона и толщина его стенки зависит от его объема и применяемого металла. По конструкции:

  • 1 – опорный башмак;
  • 2 – корпус;
  • 3 – кольцо горловины баллона;
  • 4 – вентиль;
  • 5 – предохранительный колпак на вентиль.

Если идет речь о баллонах с кислородом для медицинских целей, их можно применять не только в стенах больницы, в машинах скорой помощи, но и индивидуально, по показаниям врача. Обычно это баллоны емкостью 4 литра, но есть и меньшие объемы. Есть сменные баллоны, есть одноразовые, например Atmung 12L. Или могут быть другие производители.

 Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению  подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
     +7(499)403 39 91  
   
  Доставка подшипников  по РФ  и зарубежью.
  Каталог подшипников на сайте themechanic.ru
 
 
Blank - Date Template - 1

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74951086120
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

Blank - Date Template - 1

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74951086120
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте