В состав пластичных смазок, представлееных на картинке ниже, входят жидкие масла и твердые загустители.
Для смазок регламентируются следующие показатели:
- содержание воды
- механических примесей
- коррозионное действие
- внешний вид
- температура каплепадения
- пенетрация
- вязкость
- предел прочности
- коллоидная стабильность
Температура каплепадения – это параметр, позволяющий судить о верхнем температурном пределе ее применения.
Пенетрация выражает глубину погружения в смазку стандартного конуса под действием собственной массы. Чем больше число пенетрации, тем мягче смазка. По этому показателю судят о проникновении смазки на трущиеся поверхности.
Вязкость смазки – способность оказывать сопротивление скольжению при течении.
Предел прочности – этот показатель выражает минимальное напряжение сдвига вызывающее разрушение структурного каркаса смазки и переход к вязкому ее течению. Другими словами, он характеризует способность смазок сопротивляться сбросу с движущихся деталей, вытекать и выдавливаться из негерметизированных узлов трения, сползать с вертикальных и наклонных поверхностей.
Коллоидная стабильность характеризует относительную склонность смазок к выдеоению масла при хранении.
Основными антифрикционными смазками общего назначения являются кальциевые смазки – солидолы. По ГОСТ 4366-76 выпускают два сорта солидолов: солидол С и пресс-солидол С. А по ГОСТ 1033-73 производят два аналогичных по свойствам и назначению сорта жировых солидолов: УС-1 и УС-2. Синтетические солидолы имеют лучшее качество, нежели жировые, обладая большей температурой каплепадения, лучшей коллоидной стабильностью и повышенными консервационными свойствами.
К синтетическим солидолам близка по составу и основным свойствам графитная смазка УСсА, которая содержит 10 % присадки граффита. Ее рекомендованно использовать в грубых, тяжелонагруженых, тихоходных механизмах, в запыленной и загрязненной среде. Но она непригодна для точных механизмов и подшипников качения.
Для смазки подшипников качения широко применяют смазку I-13. Но к основным ее недостаткам относят: низкую водостойкость, посредственные низкотемпературные свойства, непригодность для консервации. Как раз малоперспективность применения таких смазок натриевой и натриево-кальциевой групп типа консталинов связана с применением другого типа смазок – многоцелевых смазок.
Многоцелевые или многофункциональные смазки можно применять во всех типах узлов трения и механизмов. Они водостойки и работоспособны в широком диапазоне скоростей, температур и нагрузок.
Наибольшее распростронение получили следующие многоцелевые смазки: литол-24, униол-1 и сиол. Их свойства представлены ниже:
Показатель | Литол-24 | Сиол | Униол-1 |
Внешний вид | Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета | Однородная мягкая мазь от темно-серого до черного цвета | Мягкая мазь темно-коричневого цвета |
Температура каплепадеия, град. Цельсия | 180 | – | 200 |
Пенетрация при 25 град. Цельсия | 220-250 | 310-340 | 260-290 |
Вязкость, П при – 20 град. при 0 град. | 6500 2800 | 2000 1200 | 7500 1600 |
Предел прочности, гс/см2 | 4,5 | 5-6 | 2-5 |
Коллоидная стабильность | 12 | 18 | 10 |
Испытания на коррозию | + | + | + |
Содержание воды, % | Нет | 0,1 | Нет |
Содержание механических примесей, % | 0,05 | Нет | Нет |
Литол-24 можно применять в узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных передачах при температурах от -20 до 130 градусов по Цельсию. Расходы на смазочные операции снижаются благодаря увеличению срока службы смазки в узлах трения без смены. Смазка имеет хорошие консервационные свойства.
Близкими по составу смазками, способными служить аналогом смазке литол-24 являются: фиол 1, 2, 2М, 2У, 3, литол 459/5.
Униол-1 по высокотемпературным свойствам не уступает дорогим высокотемпературным смазкам типа ЦИАТИМ-221 и ВНИИНП-207. Его целесообразно применять в тяжелонагруженных механизмах и узлах трения, работающих при температурах до 150 градусов (краткосрочно до 200).
Аналогичное назначение имеют смазки: униол-2, графитол, аэрол, БНЗ-3.
Сиол предназначен для подшипников качения, работающих при высоких скоростях и при температурах не выше 130 градусов. Он обеспечивает эксплуатацию без смены смазки в течение длительного времени и успешно заменяет специализированные смазки ЦИАТИМ-201, 202, 203.
Внимание покупателей подшипников Уважаемые
покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по
приобретению подшипников и комплектующих на почту или
звоните сейчас:
+7(499)403
39 91
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте themechanic.ru |

Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+7 (495) 128 22 34
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+7 (495) 128 22 34
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте