Радиально-упорный подшипник

Подшипник: общее понятие

В широком смысле подшипник — это опора для вращающейся оси/вращающегося вала. Эта опора принимает на себя радиальную/осевую нагрузку, предназначенную для оси или вала, а далее передает ее в область рамы, корпуса или какой-либо другой части механизма.

Одновременно подшипник выполняет важную функцию – надежно удерживает вал в предложенном пространстве, при этом дает ему возможность беспрепятственно, в зависимости от конструкции: раскачиваться/вращаться/ передвигаться линейно.

Все эти движения вала происходят, благодаря подшипникам, с минимальными затратами энергии. От правильно выстроенного порядка этой цепочки зависит качество работы и продуктивность того или иного механизма, прибора, машины и так далее.

На сегодняшний день существуют следующие виды подшипников:


  1. Шариковые радиально-однорядные;
  2. Шариковые радиально-двухрядные;
  3. Радиально-роликовые, оснащенные короткими цилиндрическими роликами;
  4. Роликовые двухрядно-сферические;
  5. Игольчатые;
  6. Радиально-роликовые (ролики – витые);
  7. Шариковые радиально-упорные;
  8. Роликово-конические;
  9. Упорно-шариковые;
  10. Упорно-роликовые;
  11. Шарнирные.

Далее будет подробно рассмотрен радиально упорный шариковый подшипник

Радиально упорный подшипник: понятие и назначение

Представляет собой конструктивный узел, предназначенный для того чтобы принимать на себя и осевую и радиальную нагрузки. Радиальная нагрузка — это нагрузка, которая носит перпендикулярный характер относительно вала. Радиальная нагрузка на подшипник провоцирует проявление в подшипнике осевых усилий. Самым оптимальным вариантом будет наличие в механизме второго подшипника, который и примет на себя осевые усилия.

Конструктивные узлы могут быть разных вариантов модификации. Подшипник радиально-упорный шариковый бывает открытым или с защитной металлической шайбой/контактным уплотнением. Модификация, оснащённая четырьмя контактами, обладает разъемными внешними/внутренними кольцами, принимает максимум осевых нагрузок.

Подшипник радиально-упорный шариковый оснащен полиамидным сепаратором. Также встречаются конструктивные узлы с латунным или стальным сепаратором. Эти подшипники принимают радиальную и осевую нагрузку одностороннего характера. Роликовый радиально-упорный подшипник, как правило, оснащен телом качения конического вида.

Поскольку расположение роликов по отношению к оси вращения производится под определенным углом, этот тип устройства принимает на себя комбинированные нагрузки.

На максимальную величину такой нагрузки влияет угол соприкосновения тел и дорожек качения. Широко применяются во всех отраслях машиностроения, сельскохозяйственной отрасли, химической промышленности и многих других сферах, в частности упорно радиальный подшипник встречается в:

  • Редукторах;
  • Редукторных двигателях;
  • Нагнетателях;
  • Компрессорах;
  • Винтовых компрессорах;
  • Вентиляторах;
  • Насосах;
  • Текстильных, печатных машинах;
  • Подъёмно-транспортном оборудовании.

Чаще всего используется подшипник шариковый радиально упорный однорядный, очевидным преимуществом использования которого можно считать: тихий ход, малое трением, высокая частота вращения, долгий срок службы.

Конические радиально-упорные устройства могут быть следующих типов:

  • 7000 (это основной тип);
  • 27000 (тип высокого конусного угла);
  • 97000 (2х рядный тип);
  • 77000 (4х рядный тип).

Следует различать:

  1. Радиально упорные подшипники ГОСТ 831-75
  2. Подшипники радиально упорные шариковые ГОСТ Р 52598 — 2006

Радиально упорный подшипник: материал производства

Производство ведется как самих подшипников, так и их колец, а также тел качения ведётся из сертифицированной стали 100Cr6 (1.3505), соблюдая SAE52100 и SUJ2..

Подшипник радиально упорный шариковый: размеры

Поскольку радиально-упорные подшипники – это неотъемлемая часть множество механизмов, количество их размеров тоже множество. Размер таких подшипников определяется серией диаметров и серией ширин. Радиально упорные подшипники размеры таблица:

Обозначения подшипников типа d D b=T r r1 Шарики Масса, кг С, Н Со,Н nпред·10-3, мин-1
36000 46000 Dw z
Серия диаметров 1, серия ширин 0
36100К6
36101Кб
10
12
26
28
8 0,5 0,3 4,76
4,76
9
9
0,020
0,025
3900
4250
2200
2450
34
34
36103К6
36104К6
17
20
35
42
10
12
0,5
1.0
0,3
0,5
5.16
6,35
11
11
0,04
0,07
5700
7800
3600
5200
28
22
46106
46108
46109
30
40
50
55
68
75
13
15
16
1,5 0,8 7,14
7,94
8,31
18
16
16
0,12
0,20
0,25
14500
18900
22500
7880
11100
13400
11
10
9
46111
46112
55
60
90
95
18 2,0 1,0 10,30
11,11
12,30
12,30
13,49
13,49
18
18
19
20
20
21
0,40
0,42
32600
37400
21100
24500
7,5
7,0
461114
46115
70
75
110
115
20 0,62
0,66
46100
47300
31700
33400
6,3
5,6
46116
46117
80
85
125
130
22 0,88
0,92
56000
57400
40100
42100
5,3
5,0
46118
46120
90
100
140
150
24 2,5 1,2 14,29
15,08
21
22
1,19
1,29
63500
71500
47200
55100
4,8
4,3
Обозначения подшипников типа d D b=T r r1 Шарики С, Н для типа Со,Н для типа nпред·10-3, мин-1 Масса, кг
36000 46000 Dw z 36000 46000 36000 46000 36000 46000
Серия диаметров 2, серия ширин 0
36201К6
36202К6
36203К6

46202
46203
12
15
17
32
35
40
10
11
12
1,0 0,5 5,50
5,95
7,10
9
10
10
5500
6000
9200

8520
3350
3750
5750

3650
24
24
18

18
0,04
0,05
0,07
36204К6
36205К6
36206К6
46204
46205
46206
20
25
30
47
52
62
14
15
16
1,5 0,8 7,94
7,94
9,53
11
12
12
11900
12400
16300
14800
15700
21900
7450
8000
12000
7640
8340
12000
16
13
11
15
11
10
0,110
0,135
0,200
36207К6
36208К6
36209К6
36210К6
46207
46208
46209
46210
35
40
45
50
72
80
85
90
17
18
19
20
2,0 1,0 11,11
12,70
12,70
12,70
12
12
13
14
20000
27000
32000
35500
29000
36800
38700
40600
15300
20400
25500
28500
16400
21400
23100
24900
10
9,5
9,0
8,0
9
8
7
6,3
0,29
0,37
0,42
0,48
36211К6
36212К6
36213К6
36214К6
36215К6
46211
46212
46213
46214
46215
55
60
65
70
75
100
110
120
125
130
21
22
23
24
25
2,5 1,2 14,29
15,88
16,67
17,46
17,46
14
14
15
15
16
41500
50000

60000
73500
50300
60800
69400

78400
34500
42500

52000
65500
31500
38800
45900

53800
7,0
6,3

6,0
6,3
5,6
5,3

5,0
0,63
0,80
1,00
1,10
1,21
36216К6
36217К6
36218К6
46216
46217
46218
80
85
90
140
150
160
26
28
30
3,0 1,5 19,05
19,84
22,23
15
15
14
73500
81500
90000
87900
94400
111000
65500
76500
85000
60000
65100
76200
5,6
5,0
4,8
4,3
4,0
3,6
1,48
1,84
2,26
36220К6 46220 100 180 34 3,5 2,0 25,44 15 148000 107000 3,2 3,32
Обозначения подшипников d D b=T r r1 Шарики С, Н Со,Н nпред·10-3, мин-1 Масса, кг
Dw z
Серия диаметров 3, серия ширин 0
46305
46306
25
30
62
72
17
19
2,0 1,0 11,51
12,30
10
11
26900
32600
14600
18300
9
8
0,25
0,38
46307
46308
46309
35
40
45
80
90
100
21
23
25
2,5 1,2 14,29
15,08
17,46
11
12
11
42600
50000
61400
24700
30100
37000
7,3
6,3
5,6
0,51
0,69
0,93
46310 50 110 27 3,0 1,5 19,09 11 71800 44000 5,0 1,20
46312
46313
46314
60
65
70
130
140
150
31
33
35
3,5 2,0 22,23
23,81
25,40
12
12
12
100000
113000
127000
65300
75000
85300
4,3
4,0
3,6
1,94
2,38
2,89
46318
46320
90
100
190
215
43
47
4,0 31,75
36,51
12
12
165000
213000
122000
177000
2,8
2,4
5,65
8,04
Серия диаметров 4, серия ширин 0
66407 35 100 25 2,5 1,2 1,05
66408
66409
40
45
110
120
27
29
3,0 1,5 20,64
23,02
10
10
72200
81600
42300
47300
4,3
4,0
1,37
1,75
66410
66412
50
60
130
150
31
35
3,5 2,0 24,61
26,99
10
10
98900
125000
60100
79500
2,8
2,2
2,17
3,37
66414
66418
70
90
180
225
42
54
4,0
5,0
2,0
2,5
3651
41,28
10
10
152000
208800
109000
162000
1,4
1,2
5,7
12,0

Подшипники роликовые радиально упорные размеры таблица:

Установка радиально упорных подшипников

Перед установкой упорно радиальные подшипники следует промыть, это обязательное правило для всех модификаций подшипников. При монтаже/установке радиально упорного подшипника, прежде всего, учитывается показатель валового линейного удлинения.

При завышенных температурных показателях и вследствие уменьшения зазора оси упорно радиальный подшипник может быть повреждён. Осевые зазоры регулируются путем перемещения наружных колец. Поскольку работа достаточно кропотливая и от ее качества будет зависеть функционирование всего механизма в целом, лучше обратиться к профессионалам в этом вопросе.

Важным фактором является не только правильная установка, но и правильный выбор самого подшипника, во первых необходимо учитывать размеры, диаметр и класс, а также руководствоваться следующими критериями:

  • тип нагрузки (переменная/ударная/вибрационная/постоянная);
  • какой ресурс необходим (миллионы оборотов/часы);
  • характер направления нагрузки и ее значение (осевая/радиальная/комбинированная);
  • показатели состояния внешней окружающей среды (запыленность/температуру/кислотность/влажность);
  • частота вращения кольца подшипника;
  • особые требования, которые зависят от конструкции подшипника (требуемые габариты/свойства, которые необходимо учесть при самостоятельной установке/уровень шума и так далее).