Консистентная смазка

Консистентная смазка и ее отличие от других смазочных материалов

Если конструкция некоторых узлов такова, что при смазывании обычной смазкой последняя вытекает, не задерживаясь на детали, или же смазать узел или деталь невозможно из –за затруднённого  доступа к ним, применяют специальную смазку, которую называют консистентной.  В отличие от жидких смазок, эта смазка при температуре, близкой к обычной, имеет вид медицинской мази. Её изготавливают, в основном, из двух компонентов: жир растительного или животного происхождения и минеральные масла. В процессе изготовления смесь нагревают, добавляют в качестве катализатора едкий натр (отечественная технология).

В процессе изготовления добавляются загустители, например, бисульфат молибдена, так называемое алюминиевое, кальциевое или литиевое мыло и мыла других металлов. Кроме того, добавляются присадки, придающие смазке свойства, улучшающие её качества. Это такие, как предотвращение коррозии, уменьшающие износ деталей, вязкость, не дающей смазке вытекать при повышении температуры, при движении, при нахождении  детали, которую смазывают, в наклонном положении и другие.

Существует и такой вид смазок, как консистентная силиконовая смазка. Она изготавливается из синтетического силиконового масла и загустителя, состав которого в полной мере компании не раскрывают, но основа его это полиметилсилоксановая жидкость. Она не токсична по отношению к человеку, даже попадая на его слизистые оболочки, что очень важно в наше время. Её наличие в составе смазки приводит к тому, что на поверхности смазываемой детали остается слой, который надолго будет работать как защита от влаги и для уменьшения силы трения до минимума.

Смазка имеет отличную адгезию, поэтому она не стекает с детали, а остается там, где другая смазка давно бы вытекла. Эта консистентная водостойкая смазка имеет очень широкое применение, причем в различных сферах, особенно если её производитель проверен другими потребителями.


Какие смазки консистентные считаются универсальными

Если рассматривать силиконовую смазку, которая действительно универсальная и может применяться как смазка для пищевой промышленности, так для любой другой техники, её цена достаточно высокая, тюбик смазки OKS 1100, 10 грамм стоит от 650 рублей.

Универсальная пищевая силиконовая смазка OKS1110

Другим очень распространённым видом универсальной консистентной смазки можно назвать смазку на литиевой основе. Вернее, её можно считать первым видом из – за того, что она применяется очень широко, от автомобильной промышленности до продукции общего применения. В автомобиле ею можно заменить специальные автомобильные смазки, причем отработают эти смазки не хуже специальных.

Литиевая консистентная смазка применяется в качестве смазки для велосипедов, подшипников, особенно это касается подшипников качения, суппортов разного назначения, различных узлах и механизмах. Для редуктора с планетарной передачей желательно использовать более жидкий вариант консистентной смазки, иначе могут быть проблемы с работой шестерен.

Смазка консистентная от Oleo-Mac , специально для смазки внутри для редукторов

Конечно, для каждого направления используется свой состав этой смазки, для тех же подшипников она должна при нагревании не растекаться, а сохранять свою консистенцию. Для этого в состав вводят касторовое масло, омылевание происходит с помощью едкого натра. Также можно использовать и графитовую смазку.

Подшипник, заполненный консистентной смазкой

Выбираем смазку для подшипников

Подшипник это  сборная деталь, в котором смазка становится его частью  и без которой подшипник практически не работает. Скольжение тел качения без смазки невозможно, поэтому от неё зависит много.

Первое, это снижение трения одной детали о другую. При наличии трения происходит нагрев, например, шариков и обоймы. При нагреве тела расширяются, взаимодействуют друг на друга, происходит деформация и подшипник попросту клинит. Второе, эта же смазка играет роль теплообмена, она отводит тепло от нагретой детали. Третье, покрывая детали подшипника, она защищает его, особенно открытый, от влаги и грязи. Четвертое, что также важно, работа смазанного подшипника в разы тише, чем у сухого.

Можно выбрать и универсальную консистентную смазку, но для лучшей работы и продолжения срока службы лучше к выбору смазки подойти более обстоятельно.

Не все виды подшипников смазываются путем наполнения Литола -24 в промежутки между шариками, некоторые виды подшипников нужно смазывать, окуная их в масляную ванну, или же капельной или струйной подачей, некоторые требуют смазку так называемым масляным туманом или по циркулярной системе. Естественно, это специальные виды подшипников, имеющие защитные шайбы с обеих сторон.

Для таких видов обработки подшипников нужна специальная жидкая смазка. Она применяется, например, в редукторах. Пополняют её раз в месяц, а полная замена раз в 4-6 месяцев. Этот вид смазки отлично отводит тепло от нагрева в процессе работы.

Если это подшипники, открытые с одной или с двух сторон, лучше использовать для них пластичные консистентные смазки, которые начинают плавиться при температуре выше +30 градусов. Они имеют низкий показатель текучести, кроме того, отвод тепла не самый лучший, но зато менять их или добавлять можно очень редко. Это всем известный Литол -24, который знают практически все.

Если подшипник предназначен для работы при высоких температурах, или при отрицательных, например, при – 50 градусов, используют специальные пигментные смазки. Это синяя смазка ВНИИНП – 246, которая так и называется – подшипниковая. Работает как в вакууме, так при температурах от- 80 до +200 градусов. Можно применять и смазку ВНИИНП -235, но при работах в вакууме она не подходит, имеет тёмно синий, почти фиолетовый цвет.

Смазка, изготовленная по ГОСТу, ВНИИНП -235

Кстати, очень многие компании, производящие смазочные материалы стали использовать синий цвет как отличительный и добавляют краситель, который по сути не играет роли в качестве, в свои смазки. Появились и зелёные смазки, цвет которых показывает на экологичность  смазки, красные, которые используют в высокотемпературных подшипниках.

По производителям можно отметить таких, как Castrol Limited, Luqui Moly, British Petroleum, Valvoline, Mobil, Skf.

Купить консистентную смазку, если необходимо, достаточно легко, но её цена зависит от производителя, объема и естественно, продавца. Купить, например, пластичную консистентную смазку SKF LGMTможно по цене 253 рубля за 40 грамм и картридж 420 мл за 1300 рублей. В то же время Солидол – Ж тюбик 160 грамм стоит 23 рубля, Литол – 24, тюбик 160 грамм стоит 35 рублей.

Силиконовая смазка Super GLIDEX, весом в 40 грамм можно купить по цене от 120 рублей.

Какую смазку  лучше использовать для велосипеда

Велосипед обычно работает при невысоких скоростях и небольших нагрузках, кроме специальных велосипедов. Температура использования этого вида транспорта должна быть комфортной, то есть при отрицательных температурах желающих использовать его будут 0,1%,не более. Кроме того, на детали велосипеда, в том числе и вращающие всегда попадает пыль, грязь и вода.

Поэтому смазку нужно использовать с учетом этих факторов. Она должна быть в меру густая и в меру пластичная, так как очень густая просто выталкивается из рабочей зоны. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что летом смазка быстрее плавится.

Например, применять летом Солидол Ж можно, для втулок и кареток при применении его можно разбавить индустриальным маслом. Осенью эта смазка может застывать и поэтому лучше использовать подшипниковую смазку, ту же ВНИИНП – 235, которая не нанесет вреда резине, если попадет на колесо, так как она вполне инертная.

Тем, кто занимается велосипедным спортом, можно порекомендовать и универсальную вертолетную смазку AeroShell Grease 14 , правда это удовольствие не очень дешевое.

Универсальная смазка для вертолетов и другой техники AeroShell Grease 14

Можно использовать и специальную смазку для велосипедов.

Велосипедная смазка

Способы нанесения смазки

Смазку наносят или выдавливая из тюбика, или при помощи шприца. А если предстоит достать для труднодоступного места, до которого не достать этими средствами, тогда используем пистолет для консистентной смазки. Что бы заполнить картридж пистолета, открываем крышку, вытягиваем наружу из корпуса шток.

Они обычно состоят из двух деталей, это картридж с находящейся в нем смазкой и крышка, в которой находится сопло.

Возможно, картридж вынимается вместе со штоком. В этом случае при помощи защелки, которая обычно находится на вынимаемом штоке. Вынимаем картридж, затем хорошо протираем пистолет и вставляем новый картридж со смазкой, не забывая снять с него колпачок, который закрывает картридж. Если смазка густая и есть воздушная пробка, встряхиваем картридж, что бы она переместилась.

Пистолет, который используют для внесения смазки

После этого закручиваем все в обратной последовательности. Набираем смазку из емкости, вставив нижний конец корпуса в неё. Прокачиваем рукояткой, что бы смазка поднималась.

Кроме пистолета  для более крупных работ используем нагнетатель консистентной смазки.

Нагнетатель консистентной смазки, применяется в СТО и крупных мастерских

Такое оборудование уже классом выше, используется в крупных мастерских. Смазка солидолом и другими смазочными веществами при этом значительно упрощается. Конструкция их достаточно простая, обычно используется сжатый воздух или механическая подача. Возможность точного дозирования подачи смазки делают этот процесс простым. Обычно они устанавливаются на колёсиках, и возможность легкого перемещения контейнера с маслом значительно упрощают работу.

Механический нагнетатель бывает с подачей ручной, ножной, с пневмоподачей.