Особенности подшипников с диаметром 10 мм

Отличия миниатюрных подшипников

Из огромного ряда подшипников, которые выпускаются всеми производителями подшипников  можно выделить  отдельно группу изделий, имеющих внутренний диаметр 10 мм. Их отличает то, что они не только миниатюрные и соответственно имеют маленький вес, но и сложность в изготовлении и своя особенность маркирования. В то время, когда подшипники больших размеров  получают маркировку нанесением кода тем или иным способом непосредственно на корпус подшипника, то есть на наружное кольцо, с маленьким размером подшипника  это не получается, поэтому маркировка идет соответственно в сопровождающей документации и на упаковке.

Российские подшипники маркируются согласно ГОСТ  520—2011. В этом  ГОСТе установлены  все правила  и технические требования, которые применяются  при изготовлении подшипников качения всего перечня, которые выпускаются в России. Выпуск нестандартных подшипников, на которые есть спрос и применение в промышленности, и которые не вошли по своим параметрам в  ГОСТ 3478—79, также заложены в вышеуказанном ГОСТе.  Такие подшипники обозначаются цифрой 7 или 8, с внутренним диаметром, который равен или больше 10 мм, и цифрой 6, в том случае, если внутренний диаметр меньше 10 мм.

Нужно напомнить, что в России производится свыше 1000 видов подшипников качения.  Если брать по размерам, то выпуск  идет с внутренним диаметром от 3 мм до 2600 мм. И согласно  тому же ГОСТу подшипники  внутренним от 3 до 10 мм стандартизируются через 1 мм , 1—10 мм, через 2-3 мм, 20-110 мм, через2-3 мм.

Разные игольчатые подшипники без колец

Обозначения  мини-подшипников

Нужно отметить, что в России, а раньше в СССР  все маркировки подшипников (почти) строятся по такой схеме: левая часть , основная часть, права часть. В основной части в зашифрованном виде  указана вся информация о данном подшипнике. Это его размеры, особенности изготовления и материал , из которого изготовлен подшипник. Левая часть обозначения отделяется от основной части при помощи тире, а правая отделяется пробелом. При  обозначении применяются буквы, арабские цифры, знаки косой черты и иногда запятые. Знание  принцип кодировки помогает расшифровать практически всю информацию о продукте.

Иногда применяют и дополнительное обозначение, которое кодируется  по такому же принципу, как и основное

Внутренний диаметр подшипника определяет систему зашифровки как основного  условного обозначения. Обычно подразделяется на четыре вида диаметров. Это подшипники с внутренним диаметром до 10 мм; с внутренним диаметром от 10 и до 20 мм; от 20 до 495 мм; от 500 мм и более.

Если брать первые две позиции, их система кодировки практически идентичная. Разница только  во второй и третьей цифре. В первом случае диаметр показывает первая цифра, во втором диапазоне размером это показывает вторая цифра.

Основная схема обозначений подшипников

Если рассматривать схему подшипника 100, он обозначается обычно в зависимости от вида: 80100, 180100, 60100, 6000, то есть это подшипник диаметром от 10 до 20 мм, но в зависимости от того, изготовлен он в открытом варианте, или в конструкции предусматривается шайба или резиновое ( металлорезиновое) уплотнение с одной стороны или с двух.

Подшипник шариковый однорядный

Схема однорядного подшипника

Если подшипник закрытый, смазка вносится сразу при изготовлении подшипника и больше смазке не подлежит. Если подшипник открытый, то его смазывают по мере необходимости в процессе работы. Полузакрытый смазывается исходя из условий эксплуатации. Выпущенные подшипники также различаются по: классу точности от 2 до 7, по материалу, из которого изготовлены сепараторы (нержавейка, латунь, керамика), по зазорам между шариками или роликами, по температурному режиму эксплуатации, классу шумности и прочему. Если это усиленный подшипник, обязательно обозначается буквой  «А»

Импортные подшипники 100 маркируются по-другому. Но это обозначение также понятное. Если это 60100- аналогично- Z, ZZ аналогичен  80100, или 2RS  тот же как 180100) или 2RS (аналог 180100). Материал сепаратора и требования к шумности или наличие зазора обозначаются справа от основного номера, после класса точности. Также справа от номера обозначается материал сепаратора и зазор.

 Основные производители подшипников

Производятся подшипники этого размера на следующих заводах :

  • 4ГПЗ(Самара),
  • ГПЗ-23 (Вологда),
  • завод приборных подшипников, также расположенный в Самаре,
  • ГПЗ-2 , расположенный в г. Москве, Это крупнейший завод в России, в основном выпускает шариковые подшипники очень разных  видов, модификаций и размеров. Достаточно сказать, что размеры подшипников представлены от 6 до 225 мм, выпускаются как стандартные, так и специальные изделия. как в стандартном, так и специальном исполнении. В производстве используются высококачественные подшипниковые, нержавеющие и жаропрочные стали, сплавы цветных металлов и пластических материалов, специальные покрытия. Подшипники ГПЗ-2 соответствуют стандартам ИСО и поставляются более чем в 50 стран мира
  • ГПЗ-5 г. Томск  который выпускает от 2 мм подшипников  до больших с диаметром 220 мм.

Из ближнего зарубежья:

Луцкий подшипниковый завод (28 ГПЗ). В настоящее время он вошел в холдинг
SKF.  Кстати сказать, сейчас  SKF — крупнейший  мировой производитель из Швеции.

По поводу ГПЗ-2  можно сказать, что завод выпускает шариковые радиальные однорядные и двухрядные, радиально-сферические и упорные подшипники свыше 1240 наименований, массой от 4 до 6770г. и наружным диаметром от 6 до 215 мм, как в стандартном, так и специальном исполнении. В производстве используются высококачественные подшипниковые, нержавеющие и жаропрочные стали, сплавы цветных металлов и пластических материалов, специальные покрытия.

Подшипники ГПЗ-2 соответствуют стандартам ИСО и поставляются более чем в 50 стран мира.  Из дальнего зарубежья выпускают Nippon Miniature Bearing Co., Ltd. (ООО «Японские миниатюрные подшипники»), Sapporo Precision, Inc., Sapporo, Hokkaido, Japan, Шведский промышленный холдинг SKF, NKE AUSTRIA, FKL SERBIA, Франция. Входит в единый концерн NTN-SNR ,rollwayСША, большой ассортимент подшипников китайского производства.

Шариковый упорный подшипник

Применение этих подшипников целесообразно только при отсутствии осевых нагрузок из-за того, что максимальная частота вращения небольшая, имеет ограничения. Также  не рекомендуется применять их на горизонтальных валах. Эти подшипники воспринимают только осевую нагрузку. В основном изготавливаются с подкладными кольцами. Материал сепараторов для упорных подшипников – вырубно-штампованные из листовой стали, изготовленные из бронзы, и из антифрикционной или обычной стали. Область применения- тихоходные редукторы (например, червячных), в шпинделя и вращающиеся центры металлорежущих станков; для домкратов, задвижек поворотных устройств (токарных, фрезерных и др.).  Выпускает ЗАО «6ГПЗ».

Роликовый подшипник внутренний диаметр 10 мм

Конструктивная разница между шариковым и роликовым подшипником в применении разных тел качения- шариков и роликов. Но если смотреть в области применения подшипников-роликовые имеют большую  нагрузочную способность из-за  большей площади взаимодействия с кольцами. Недостаток- полное восприятие осевой нагрузки. Если на валу будет небольшой перекос- подшипник тут же выходит из строя. Также недостаток-работа при небольших скоростях вращения.  Но сейчас конструкторы работают над этим вопросов, в частности шведская фирма SKF запатентовала новый вид тороидального роликового подшипника, работающего при осевой нагрузке.