Свойства, ассортимент и применение смазок

В состав пластичных смазок, представлееных на картинке ниже, входят жидкие масла и твердые загустители.

Классификация пластичных смазок

Для смазок регламентируются следующие показатели:

  • содержание воды
  • механических примесей
  • коррозионное действие
  • внешний вид
  • температура каплепадения
  • пенетрация
  • вязкость
  • предел прочности
  • коллоидная стабильность

Температура каплепадения — это параметр, позволяющий судить о верхнем температурном пределе ее применения.

Пенетрация выражает глубину погружения в смазку стандартного конуса под действием собственной массы. Чем больше число пенетрации, тем мягче смазка. По этому показателю судят о проникновении смазки на трущиеся поверхности.

Вязкость смазки — способность оказывать сопротивление скольжению при течении.

Предел прочности — этот показатель выражает минимальное напряжение сдвига вызывающее разрушение структурного каркаса смазки и переход к вязкому ее течению. Другими словами, он характеризует способность смазок сопротивляться сбросу с движущихся деталей, вытекать и выдавливаться из негерметизированных узлов трения, сползать с вертикальных и наклонных поверхностей.

Коллоидная стабильность характеризует относительную склонность смазок к выдеоению масла при хранении.

Основными антифрикционными смазками общего назначения являются кальциевые смазки — солидолы. По ГОСТ 4366-76 выпускают два сорта солидолов: солидол С и пресс-солидол С. А по ГОСТ 1033-73 производят два аналогичных по свойствам и назначению сорта жировых солидолов: УС-1 и УС-2. Синтетические солидолы имеют лучшее качество, нежели жировые, обладая большей температурой каплепадения, лучшей коллоидной стабильностью и повышенными консервационными свойствами.

К синтетическим солидолам близка по составу и основным свойствам графитная смазка УСсА, которая содержит 10 % присадки граффита. Ее рекомендованно использовать в грубых, тяжелонагруженых, тихоходных механизмах, в запыленной и загрязненной среде. Но она непригодна для точных механизмов и подшипников качения.

Для смазки подшипников качения широко применяют смазку I-13. Но к основным ее недостаткам относят: низкую водостойкость, посредственные низкотемпературные свойства, непригодность для консервации. Как раз малоперспективность применения таких смазок натриевой и натриево-кальциевой групп типа консталинов связана с применением другого типа смазок — многоцелевых смазок.

Многоцелевые или многофункциональные смазки можно применять во всех типах узлов трения и механизмов. Они водостойки и работоспособны в широком диапазоне скоростей, температур и нагрузок.

Наибольшее распростронение получили следующие многоцелевые смазки: литол-24, униол-1 и сиол. Их свойства представлены ниже:

Показатель

Литол-24

Сиол

Униол-1

Внешний вид

Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета

Однородная мягкая мазь от темно-серого до черного цвета

Мягкая мазь темно-коричневого цвета

Температура каплепадеия, град. Цельсия

180

200

Пенетрация при 25 град. Цельсия

220-250

310-340

260-290

Вязкость, П

при — 20 град.

при 0 град.

6500

2800

2000

1200

7500

1600

Предел прочности, гс/см2

4,5

5-6

2-5

Коллоидная стабильность

12

18

10

Испытания на коррозию

+

+

+

Содержание воды, %

Нет

0,1

Нет

Содержание механических примесей, %

0,05

Нет

Нет

Литол-24 можно применять в узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных передачах при температурах от -20 до 130 градусов по Цельсию. Расходы на смазочные операции снижаются благодаря увеличению срока службы смазки в узлах трения без смены. Смазка имеет хорошие консервационные свойства.

Близкими по составу смазками, способными служить аналогом смазке литол-24 являются: фиол 1, 2, 2М, 2У, 3, литол 459/5.

Униол-1 по высокотемпературным свойствам не уступает дорогим высокотемпературным смазкам типа ЦИАТИМ-221 и ВНИИНП-207. Его целесообразно применять в тяжелонагруженных механизмах и узлах трения, работающих при температурах до 150 градусов (краткосрочно до 200).

Аналогичное назначение имеют смазки: униол-2, графитол, аэрол, БНЗ-3.

Сиол предназначен для подшипников качения, работающих при высоких скоростях и при температурах не выше 130 градусов. Он обеспечивает эксплуатацию без смены смазки в течение длительного времени и успешно заменяет специализированные смазки ЦИАТИМ-201, 202, 203.