Сборка болтовых соединений

828

Обычно перед окончательной сборкой соединений необходимо выполнить положенный объем доделочно-пригоночных работ, к числу которых относятся:

  • обрубка
  • опиливание
  • гибка
  • сверление
  • развертывание
  • шабрение
  • притирка

Эти работы имеют место в индивидуальном и, частично, серийном производстве. При поточно-массовой сборке они почти полностью исключаются, так как детали поступают на сборку полностью обработанными в механических и других цехах.

К числу предшествующих операций сборки относится также окончательная очистка и мойка деталей. Выполнение этих операций связано с последующей отделкой собранных машин на операции окраски. Промывка деталей обычно является конечной операцией процесса механической обработки. Однако ее выполнение перед сборкой также имеет важное значение. Это относится в первую очередь к сборке точных сопряжений ответственных узлов машин.

Болты, винты и гайки обычно завертывают в три приема. Сначала надо навернуть гайки от руки, затем подтянуть с небольшим усилием все гайки ключом, и, наконец, затянуть их окончательно с требуемым крутящим моментом. При этом правильнее затяжку болтов производить попарно, выбирая диаметрально противоположные точки, лежащие на одной прямой, проходящей через центр данной детали. Этот прием обеспечивает большую плотность соприкосновения, исключает перекосы и сохраняет работу болтов с более равномерной нагрузкой.

При закреплении иногда обходятся одним болтом без гайки, назначение которой выполняет одна из соединяемых деталей. В этом случае длина резьбы у детали принимается равной 2-3d, а полная глубина глухого отверстия на (0,7-1)d больше. Делается это для того, чтобы иметь гарантированную длину и прочность нарезки при высоком качестве резьбы. При пользовании болтами (винтами) без гаек приемы затяжки сохраняются те же, что и при навинчивании гаек.

В связи с тем, что удельный объем резьбовых соединений, как указывалось ранее, при сборке велик, оказывается целесообразным применение для их выполнения средств механизации, т. е. таких инструментов и приспособлений, с помощью которых мускульная сила при завинчивании заменяется механической. При выборе средств механизации необходимо учитывать не только соображения экономической целесообразности, но и максимальное облегчение условий труда, улучшение качества собираемой продукции, соблюдение условий техники безопасности и др.

Эффективность применения средств механизации при сборке резьбовых соединений очевидна. Некоторые механизирующие средства обеспечивают к тому же заданный крутящий момент при завинчивании.

Сборка резьбовых соединений с заданным крутящим моментом с успехом может осуществляться с применением одношпиндельного или многошпиндельного пневматического или гидравлического инструмента.

Во время разборки резьбовых соединений также должна соблюдаться определенная последовательность в выполнении рабочих приемов. Вначале производится предварительное отвертывание крепежных деталей отверткой (ключом). Последовательно освобождаются болты, винты, гайки, диаметрально расположенные на детали. При использовании отверток важно следить за тем, чтобы их рабочая часть подбиралась по размерам шлица винтов, в противном случае отвертка будет выскакивать, сминать шлиц; при этом возможны даже случаи травмы. Для того чтобы зафиксировать взаимное положение деталей, хотя бы в одной плоскости, рекомендуется пользоваться метками. Метки наносятся зубилом поперек стыка деталей в начале разборки. При повторной сборке детали устанавливаются так, чтобы половинки меток совпадали, после этого можно производить закрепление деталей. Операции разборки резьбовых соединений также могут быть механизированы. Во время разборки узлов возможны случаи поломки крепежных деталей (болтов, винтов), главным образом вследствие задиров и заеданий по резьбе.

В связи с тем, что сборка болтами (винтами) не обеспечивает высокой точности из-за больших зазоров между отверстиями скрепляемых деталей и диаметром болтов, для фиксирования положения деталей прибегают к установке контрольных штифтов. На каждой сопрягаемой поверхности следует устанавливать не менее двух штифтов, удаленных друг от друга на возможно большее расстояние. Для этой цели на выбранных местах сверлятся сквозные или глухие отверстия в обеих плотно скрепляемых деталях, а затем выполняется развертывание этих отверстий под цилиндрические или конические штифты. Перед запрессовкой штифтов проверяется взаимное соприкосновение поверхностей по меловой риске. Равномерно затертый след риски свидетельствует о нормальном соприкосновении поверхностей штифта и отверстия. При неудовлетворительном их совпадении проводится развертывание отверстия дополнительно. Заколачивание штифтов выполняется с таким расчетом, чтобы их узкий конец несколько выступил из отверстия (при сквозных отверстиях), что дает возможность легко извлечь штифт легкими ударами медного молотка.

В том случае, когда штифт запрессовывается в глухое отверстие, пользуются штифтами с резьбой. Заколачивание таких штифтов выполняется, как и обычных, а с помощью гайки, навернутой на резьбовой конец, представляется возможность легко извлекать их из отверстия. Гладкие цилиндрические штифты для удобства их использования обрабатываются по наружному диаметру с небольшой конусностью, примерно 1:200.

Точное взаимное сопряжение гладких цилиндрических поверхностей часто используется при устройстве фиксаторов в различных делительных механизмах. Палец фиксатора представляет собой тот же цилиндрический штифт, который должен входить по установленной посадке в развернутое отверстие диска.

При сборке резьбовых соединений, так же, как и при выполнении других работ, возможен производственный брак. Поэтому соблюдение рекомендованных методов крепления и должное усилие затяжки деталей всегда должны быть в центре внимания сборщика. Появление брака очень часто зависит не только от внимания и опытности рабочего. Он может произойти от неисправности инструмента, плохого качества нарезанной резьбы, а также от состояния опорных торцов головок болтов и гаек. Вследствие указанных причин резко изменяется величина трения при завинчивании и возрастает необходимое усилие при закреплении, что может привести к срыву резьбы и другим неполадкам.

На качество сборки влияют также неправильно выбранные размеры инструмента. При завинчивании вручную длина рукоятки обычного слесарного ключа не должна быть более 15 диаметров резьбы. Приложенное к этому плечу усилие рабочего в 200 Н обеспечивает нормальное затягивание. Использование же более длинной рукоятки или приложение чрезмерных усилий неизбежно приводит к срыву резьбы или поломке стержня болта.

Неправильно выбранная и заправленная отвертка будет выскакивать и срывать шлиц при отвинчивании винтов. Гайки должны навинчиваться на болт или шпильку свободно, от руки и без большой качки.

Тугое навинчивание гайки только из-под ключа может явиться причиной срыва резьбы или не позволит получить достаточно плотное соединение скрепляемых деталей.

Торцы гайки должны быть перпендикулярны к оси резьбы и не иметь при навинчивании биения, в противном случае может произойти искривление стержня болта.

При навинчивании гаек на болты или шпильки необходимо убедиться в том, что грани гайки чистые, без сбоин и вмятин, в противном случае накладной ключ будет срываться и сминать кромки гайки дальше.

 Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению  подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
     +7(499)403 39 91  
   
  Доставка подшипников  по РФ  и зарубежью.
  Каталог подшипников на сайте themechanic.ru
 
 
Blank - Date Template - 1

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74951086120
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

Blank - Date Template - 1

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+74951086120
zakaz@themechanic.ru
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте